Сокровища речки Байтирман

До сих пор в Спасском районе это село нет-нет да назовут Старым Бараном, хотя с 1958 года официально на карте оно значится как Иске Рязяп.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

До сих пор в Спасском районе это село нет-нет да назовут Старым Бараном, хотя с 1958 года официально на карте оно значится как Иске Рязяп. Откуда такое имечко приблудилось и связано ли оно каким-то образом с баранами? Этот вопрос так и вертелся на языке, его я и задала жителям села в первую очередь.


Оказывается, бараны абсолютно ни при чем. А было дело, как гласит легенда, так. Жили себе поживали с давних времен в этих отдаленных от цивилизации местах, почитай с XVII века, татары. А тут на престол российский вступила Екатерина II, которая вознамерилась провести перепись своего народонаселения. По всему государству ринулись чиновники переписывать народ. И вот якобы один из таких служак ехал большаком по здешним глухим местам. Увидел село по ходу справа и спросил у проходившего мимо крестьянина: как зовется село-то? Крестьянин же по-русски ни слова, ни бельмеса, подумал, что его спрашивают о том, что он делает. А что он делает? Идет по дороге. Так и ответил: барам, барам. Чиновнику-переписчику до смерти не хотелось сворачивать с большака на грязнущую дорогу, чтобы заехать в сельцо и узнать более правдивую о нем информацию. Поэтому, недолго думая, он записал: “Баран”. С тех пор и пошло: Старый Баран, Новый Баран…


Было ли так на самом деле или не было, теперь уж никогда не узнаем, но легенда и впрямь есть, и жители Иске Рязяпа с удовольствием пересказывают ее гостям. И в указе Петра Первого о закреплении земель за местными крестьянами данное село значится не иначе, как Старый Баран.


Столь неблагозвучное и абсолютно необъективное название не нравилось местным жителям. Но приходилось терпеть, ибо какие-либо переименования населенных пунктов ни в Российском государстве, ни тем паче при Советской власти не поощрялись. И лишь после смерти Сталина нашлись смельчаки, которые отважились обратиться в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой переименовать село Старый Баран в Иске Рязяп. Возглавил тогда группу ходатаев коренной житель Старого Барана, учитель истории З.Гизатуллин. Он сумел обосновать легенду о том, что основателем их деревеньки в давние времена стал старик по имени Рязяп, который первым поселился в этих местах со своей семьей. Так на карте появился Иске Рязяп.


До революции Старый Баран был очень большим населенным пунктом: мечетей здесь было восемь, домов насчитывалось более полутора тысяч, жителей – почти пять тысяч (село по численности лишь немного уступало уездному городу Спасску!). А еще здесь имелось несколько водяных и ветряных мельниц, маслобойка. Крестьяне обрабатывали землю, собирали урожай, разводили скот. Жили в селе и богатые купцы – выходцы из крестьян, которые занимались предпринимательством, частной торговлей. Они скупали кожу, шерсть животных и возами отправляли это добро на переработку в ближайшие города.


Потомком бабая Рязяпа считает себя и имам местной мечети Асхат Нугаев. У имама высшее экономическое образование, он очень уважаемый на селе человек, много лет проработал в колхозе. В 1946 году на общем собрании Нугаева избрали бухгалтером.


– Помню, колхозом в ту пору руководил Илал-абый Гаязов. Время было тяжелое, только-только война закончилась. В колхозе не было ни семян, ни кормов для скота, ни фуража. Не лучше обстояли дела и на личных подворьях. Однако никто не жаловался и не ругал Советскую власть, как теперь это любят делать, наоборот, настроение у народа было приподнятое, ведь такую тяжелую войну пережили. Что и говорить, люди были тогда золотые, на печке не сидели, работали от души. Но в тот 1946 год случился неурожай, прежнего председателя колхоза сняли, назначили другого – Насыха Мухамедрахимова. Постепенно он вывел наше хозяйство в передовики. Мы были первыми и по весеннему севу, и по уборке зерновых, по сдаче и хлеба государству, и животноводческих продуктов. Словом, районное Красное знамя получило в нашем селе постоянную прописку. А в районе в первые послевоенные годы, он тогда назывался Куйбышевским, числилось 45 хозяйств. И наш колхоз имени Тельмана давал 22 процента всего районного валового дохода! Правда, не всегда так было, случались в хозяйстве и спады. Тут ведь очень много от руководителя зависит, а они менялись часто.


Добрую память о себе в Иске Рязяпе оставил Хайрулла Шайдуллин. Он пришел в хозяйство в пору, когда село переживало кризис. И сумел его возродить. При Шайдуллине не только выросла урожайность зерновых, улучшились показатели в животноводстве, но и возродились паровые и ветряные мельницы, маслобойки, крупорушки, шерстобойки, пилорама. Хозяйство стало первым в районе колхозом-миллионером.


Асхат Хусаинович и его супруга Мамдуха Гиниатулловна воспитали семерых сыновей. Кстати, пятеро из них живут и трудятся на селе: старший, Рустем, – директор школы в селе Шали Пестречинского района, сначала родную школу в Иске Рязяпе, а затем совет местного самоуправления возглавил Мансур Нугаев, Камиль Нугаев – глава администрации Спасского района, Шамиль – преподаватель биологии в сельской школе, Наиль – директор птицефабрики “Юбилейная”.


Современное село Иске Рязяп – одно из самых крупных в Спасском районе, здесь проживает более 1200 человек. Да и по другим показателям его можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса местного значения: длина села от одного конца до другого составляет четыре километра, здесь протекают целых три речки – Иске-Рязяпка, Байтирман и Майна. Кстати, в народе ходит легенда о том, что на дне Байтирмана под толстым слоем необычайно белого песка покоятся несметные сокровища, затонувшие якобы еще во времена монгольских завоевателей Волжской Булгарии…

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще