Он знал все мели и заводи Волги

Первый студент-татарин Казанского речного училища, первый профессиональный судоводитель и инженер по гидросооружениям среди татар, строитель нового речного порта Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Первый студент-татарин Казанского речного училища, первый профессиональный судоводитель и инженер по гидросооружениям среди татар, строитель нового речного порта Казани… Таковым был наш земляк Хабибрахман Рафиков.


 Хабибрахман РафиковВ одной из прошлых публикаций рубрики мы уже упомянули, что Хабибрахман Абдрахманович окончил речное училище в 1917 году (см. “РТ” №71 от 8 апреля с.г.). На первой фотографии Рафиков – новоиспеченный выпускник этого учебного заведения, располагавшегося тогда в городском предместье Игумново, что за Адмиралтейской слободой.


Во время последовавших вскоре революционных потрясений училище закрыли, и Рафиков остался не только первым, но и единственным национальным кадром среди казанских речников. Кстати, спустя три десятка лет он принял самое активное участие в возрождении в столице республики речного училища (ныне техникум), долгое время работал и преподавал там.


По свидетельству современников, Рафиков был речником от Бога. До сооружения каскада ГЭС он знал все мели и заводи Волги, особенно в среднем ее течении. В 1921 году, в 24-летнем возрасте, он уже стал помощником капитана на пассажирском пароходе, а чуть позднее – ведущим специалистом-судоводителем Казанского райкомвода. Ему доверили управление лучшими судами Волжского государственного речного пароходства (грузовой пароход “Инженер Корейво”, пассажирский “В.К.Сорокин”), а затем, после окончания в 1933 году Ленинградского института путей сообщения, назначили начальником плеса Казань – Нижний Новгород – сложнейшего технического участка водных путей Волжского бассейна.


Дочь Рафикова Наиля Хабибрахмановна, которую он в детстве неоднократно брал с собой в рейс, вспоминает сегодня, что по гудку из судовой трубы отец мог с закрытыми глазами определить название любого проходящего парохода (помнил и их дореволюционные названия), до мельчайших подробностей знал их габариты и технические возможности. Наверное, недаром коллеги называли Рафикова “ходячей энциклопедией”.


Дальнейшие мрачные политические события не обошли стороной семью заслуженного речника. В 1937 году Хабибрахман Абдрахманович был репрессирован. Почти четыре года провел в местах заключения и вышел на свободу перед самым началом Великой Отечественной – уже с подорванным здоровьем. Вторая фотография сделана была как раз накануне последней предвоенной навигации – весной 1941 года. На снимке Рафиков запечатлен с верной спутницей своей жизни – супругой Асмой, врачом по профессии.


Судимость с известного речника была снята, однако к судовождению его больше не допустили. Рафиков работал в речной инспекции. С 1944 года преподавал в речном училище. В 1952 году был переведен на сооружение нового речного порта, после открытия которого в 1957 году ушел на заслуженный отдых. Однако с преподавательской деятельностью не порывал до самых последних дней…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще