Край родниковой прозрачной воды

Деревня Большие Дюртили расположена примерно в пяти километрах от райцентра Пестрецы.

Деревня Большие Дюртили расположена примерно в пяти километрах от райцентра Пестрецы. С одной стороны она окаймлена лесополосой, с другой – ее омывает небольшая речка Сула, вскоре впадающая в полноводную Мешу. Невольно заинтересовало название деревни, как-то оно загадочно звучит: ДЮРТИЛИ. Откуда такое слово?


“Имя” деревни – видоизмененное татарское “дурт иле”, что означает “четыре дома” или “четыре двора”.


История Дюртилей – очень древняя. Впервые о деревне упоминается в старинных рукописях XVI века времен Казанского ханства. Селение, вначале крошечное, основано было, видимо, представителями тюркской нации, на что наталкивает само название. Несколько десятилетий после падения ханства оно “безмолвствовало”, затем вновь всплыло в тех же рукописях, но уже в качестве собственности некоего помещика Андрея Замятни.


Здешние места богаты плодородной землей и лесами. Естественно, что основными занятиями дюртилинцев испокон века были земледелие и бортничество. Деревенька расширялась постепенно, в XIX веке она состояла уже из 58 дворов. К прежним “специальностям” прибавилось шорничество. Кроме того, примитивное бортничество заменилось окультивированным пчеловодством с пасеками и автономными помещениями для зимовки пчел. Эти сведения мне сообщили старший научный сотрудник Института истории АН РТ Р. Галлямов и, конечно, жители Дюртилей.


Капиталистическая эпоха в Дюртилях ознаменовалась некоторым усовершенствованием земледельческой культуры, появлением кое-какой полевой техники. И все же в основе жизни этой деревни лежал нелегкий крестьянский труд. О его тяжести от старших к младшим переходили воспоминания, например, о том, как изматывались сельчане, особенно простые бабы, рожавшие прямо в поле.


Следующий виток истории – советские времена. Мне рекомендовали побеседовать с одной из старейших дюртилинок – Ниной Порфирьевной Яковлевой: она всеми корнями местная, а ее жизнь – это “биография” и деревни, и даже, в некоторой степени, страны.


Она вспоминает:


– С восьми лет я в няньках, правда, только летом, осенью и зимой училась в школе. Очень рано научилась доить корову. После четырехклассной школы, какая была в Дюртилях, помогала родителям вести домашнее хозяйство, была расторопной и бойкой. А с тринадцати лет я в колхозе уже коров доила, за телятами ходила. Чуть позже сено на лошадях скирдовала, за овцами и свиньями ухаживала. Тонны молока на плечах перетаскала! Беременная, на лесоразработках вкалывала. Вместе с мужем, родителями целый день – кто в поле, кто на ферме. Работы всегда хватало. Зато и голодные не сидели. Но некоторые годы работы почему-то в зачет не пошли, и пенсия у меня поэтому маленькая, – вздыхает моя собеседница, – только 1200 рублей. Разве справедливо это? Да ведь за сезон по семьсот трудодней зарабатывала! А сейчас еле-еле на жизнь хватает.


Когда-то в Дюртилях был большой колхоз. Работы всем хватало, и никто от нее не отлынивал. В 1941 году грянула большая беда – война. Она принесла горе и слезы почти в каждую семью. Мы так боялись почтальонок, потому что они несли похоронки… Но мой Миша вернулся с фронта живым. Шли годы, мы опять много работали… А потом загнали нас в совхоз. Именно загнали. Жить стало хуже. В колхозе-то были свои шерстобойня, овчарня, конюшня, курятник. Шерстобойню совхоз продал в Шали, овчарню разломали, кур увезли. Остались у нас только коровы, поля да картофель. Молодежь сразу почти вся ушла. Ой, как тяжело было привыкать к новым распорядкам! Но вот когда в совхоз управляющим назначили Анатолия Александровича Архипова, он всех в руках держал. Это был настоящий управляющий, золотой. И честный! А ведь известно, где руководитель стоящий, там и жизнь лучше. Но потом пошли разные реформы, разные повальные кукурузы. Реформы зачастую только вредили нашим хозяйствам. Деревня все мельчала и мельчала, в результате в ней сейчас только пенсионеры и остались: Самойловы, Афонины, Тимофеева…


Как мне сообщили в Пестречинской администрации, сегодня в Дюртилях проживают 35 человек. Некоторые дома намертво заколочены. Грустная картина… Правда, положение спасают дачники, летом их сюда приезжает видимо-невидимо. Летом в Дюртилях замечательно: рядом река, лес, воздух свежий, сладкий. А самое главное, в деревне есть знаменитые родники с чистой целебной водой. Они как бы придают Дюртилям статус курорта. И вот такой нюанс (мне об этом говорили люди сведущие и практичные) – этой родниковой водой можно заливать кислотные аккумуляторы автомашин, требующие только очищенной дистилированной.


Зато в Пестрецах, которые недалеко, вода неважного качества, да и не хватает ее. Несколько лет назад администрация района планировала поставить прямо на территории Дюртилей водозабор для перекачки местной воды в райцентр. Но население деревни активно воспротивилось, и вопрос был снят с повестки дня. Сейчас люди опять забеспокоились, по тому же поводу. Беспокоятся, естественно, и пестречинцы – их вода неважная, как я уже говорила, и притом ее подача в дома неоднократно прерывалась. Я не судья, чтобы осуждать или поощрять какую-либо из сторон. Но замечу: а какие еще радости остались у здешних стариков, оторванных от своих родных, кроме хрустальных целебных родников? К тому же в Дюртилях не проводились геологические изыскания на предмет определения объема родников. А если их резерва при интенсивном потреблении хватит на год-другой, а потом они иссякнут – что тогда?


Эти вопросы от имени жителей Дюртилей я поставила перед заместителем главы Пестречинского совета местного самоуправления Л. Фаднеевой. Она заверила, что СМС не планирует строительство нового водозабора на территории деревни, да и денег для этого нет. Так что пусть жители не переживают, их родники не тронут, все остается, как прежде.


Светлана КУЛАГИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще