Выдающуюся роль в первые годы Великой Отечественной войны сыграл Казанский пороховой завод. Тогда он остался фактически единственным поставщиком пороха и некоторых видов боеприпасов для Красной Армии, поскольку другие заводы попали под оккупацию или были эвакуированы вглубь страны и еще не приступили к производству.
А в декабре 1941 года именно в Казани был освоен выпуск нового вида пороха – реактивного – для легендарных “катюш”, и в течение двух с половиной лет казанцы выпускали его, по существу, монопольно. К 1943 году производство запалов для новейшего вида советского оружия массового поражения достигло трети всего объема продукции завода.
Гении казанской “шарашки”
Федеральное казенное предприятие “Казанский государственный казенный пороховой завод” (таково сегодня его официальное название) занимает особое место в агитпроекте, который его организаторы – Минэкономики РТ и Агентство по массовой коммуникации “Татмедиа” – посвятили истории эвакуированных в Татарию предприятий. Вообще-то пороховой – исконно казанский завод, и ни одно из его подразделений в годы войны не появилось со стороны. Однако в Казань был эвакуирован костяк ученых из состава особого технического бюро №40 при НКВД СССР. Среди них – бывший директор Казанского порохового завода Владимир Шнегас, видные специалисты-химики Н.Путимцев, Р.Фридлендер, А.Рябов и другие.
Все служащие ОТБ-40 находились на правах заключенных, будучи репрессированными в 1930-е годы за “контрреволюционную деятельность”. Но это не помешало им создать в секретных казанских лабораториях “начинку” для “катюш”, которые сыграли исключительную роль в победе над врагом. Хваленые фашистские технологи так и не сумели даже близко подобраться к разгадке убойной силы советского чудо-оружия с его “отложенным” эффектом взрывания заряда.
Центр производства пороха
Казанский пороховой завод – старейшее оружейное предприятие России. Он был заложен в 1786 году на берегу реки Казанки по именному указу императрицы Екатерины II. Славу оплота обороны страны предприятие обрело уже в годы победоносных войн с Турцией, заграничных походов российской армии против Наполеона в Отечественную войну 1812 года и в Первую мировую войну. В знак признания заслуг предприятия в год его столетия, в 1888-м, в Адмиралтейской слободе были установлены Главные (ныне – Красные) ворота, которые сегодня являются символом Заречья и Кировского района столицы республики.
С 1893 года завод одним из первых в стране перешел на выпуск бездымного пороха. А еще три года спустя правительственная комиссия, обследовавшая предприятие, пришла к выводу, что производство налажено здесь лучше, чем на других заводах, и поставила вопрос о дальнейшей концентрации выпуска порохов в Казани. Это было весьма дальновидное решение.
Взрывоопасное производство чревато чрезвычайными происшествиями. Не удалось избежать их и в Казани. Особенно сильными были взрывы и пожары в 1884 и 1917 годах. Августовская катастрофа 1917 года в числе своих жертв унесла и жизнь управляющего заводом генерал-лейтенанта Всеволода Лукницкого, с именем которого связаны наиболее значительные успехи предприятия. Эта катастрофа почти полностью уничтожила комплекс старого порохового завода, но, к счастью, тогда почти не пострадали новые здания основных цехов.
В 1920-е годы на заводе №40 им.Ленина, как он тогда назывался, было построено практически новое пороховое производство, вчетверо превышающее по мощности то, что функционировало накануне Октябрьской революции. Во многом это была заслуга технического директора В.Шнегаса, арестованного ОГПУ в 1928 году.
Вставай, страна огромная…
В первые дни Великой Отечественной руководство завода во главе с его начальником Карлом Иоффе было в основном занято организационными вопросами. Предприятие спешно переходило на режим военного времени. Здесь был введен шестнадцатичасовой двухсменный рабочий день. В связи с объявлением всеобщей мобилизации некоторые вспомогательные участки полностью лишились персонала – с завода на фронт ушло более двух тысяч мужчин.
Уже в течение июля 1941 года на завод было принято большое количество стариков, женщин и подростков. После выхода в свет постановления Госкомитета обороны “О мобилизации сельской молодежи” пороховой пополнил свой численный состав за счет 14-16-летних парней и девушек из сельских районов. Все работали на пределе морального и физического напряжения. Люди сутками не отрывались от работы. За первые три месяца войны завод существенно увеличил объемы производства. К августу выпуск пороха был доведен до трехсот процентов от довоенного уровня. Вместе с этим реконструировались производственные здания, осваивались новые марки порохов и зарядов, а также новые технологии.
Работая в столь сложных условиях, завод изготовил и отгрузил более двадцати тонн пороха, около 1200 миллионов винтовочных зарядов, выполнив тем самым мобилизационный план 1941 года. Конечно, достижение этих результатов для завода не прошло безболезненно: в первый год здесь произошло самое большое количество несчастных случаев за весь период войны – 397, три из них смертельных. Семь партий продукции были не приняты заказчиком и возвращены на доработку. Фиксировались также случаи нарушения режима и трудовой дисциплины. В 1942 году за эпизодический срыв поставок пороха был лишен должности и направлен на фронт в качестве рядового начальник К.Иоффе.
Нельзя забывать и о том, что в начале войны была введена карточная продовольственная система. Для рабочих порохового с тяжелой физической нагрузкой суточная норма хлеба составляла 750 граммов, для служащих – 600 и иждивенцев – 400 граммов. В дальнейшем эти нормы претерпели изменения в сторону ужесточения. Так, многие заводчане с 1942 года и до конца войны получали всего по 250-300 граммов хлеба. О ситуации с питанием говорит такой факт: средняя зарплата на заводе составляла сорок рублей, а буханка хлеба на рынке стоила двести…
Покорили даже НАТО
Но в целом пороховики с честью преодолели испытания. Многие были отмечены трудовыми и боевыми наградами. Около двух тысяч человек не вернулись с полей сражения, пав смертью храбрых. Восемь бывших заводчан стали Героями Советского Союза. Многие казанцы и сегодня с гордостью называют предприятие родным, потому что вся их жизнь, как жизнь их прадедов, отцов, матерей и родственников, связана с заводом. Его коллектив гордится своими старейшими династиями – такими как Уразкузины (общий стаж работы членов этой семьи – 701 год), Новиковы-Цигенько (538), Колпаковы (660), Гржимайло, Моисеевы…
Два ордена – Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции коллективу казанских пороховиков были вручены за восстановление народного хозяйства, за выпуск уже после войны широкого ассортимента гражданской продукции, среди которой большим спросом пользовались галантерея и детские игрушки, лаки и эмали, клеи, светильники и кухонные шкафы, синтетическая кожа, волокнистый наполнитель…
Однако собственно оборонное производство в начале пятидесятых годов было строго засекречено. В 1975 году завод был объединен с Научно-исследовательским институтом химических продуктов (частью которого ранее стала легендарная “шарашка” – ОТБ-40), а потому стал называться НПП “Завод №40 им.Ленина”. Не без жестоких лишений и потерь предприятие пережило эпоху рыночных преобразований и сегодня постепенно встает на ноги. Недавно заводу был возвращен статус казенного, вернулся с ним и щедрый оборонный заказ на изготовление продукции стратегического назначения.
В настоящее время завод выпускает заряды практически ко всем видам новейшего вооружения – охотничьи и спортивные, пироксилиновые пороха, пластифицированную и порошковую нитроцеллюлозу, пиротехническую продукцию, а также лакокрасочные материалы, нестандартное оборудование. Предприятие обладает рядом уникальных технологий и является в стране монополистом по поставке в Вооруженные Силы отдельных видов боеприпасов, в том числе средств ближнего боя.
Имея высокую марку, продукция предприятия конкурентоспособна по цене и качеству на внешнем рынке. Недавно завод приступил к экспорту пороха, снарядов и боеснаряжения в некоторые страны НАТО, что еще полтора десятка лет назад трудно было себе и представить…