Казанский речной техникум – старейшее учебное заведение в нашей республике. Напомним, в прошлом году оно отметило свое столетие и стало называться именем одного из своих выпускников – прославленного Михаила Девятаева. Однако в истории техникума были и другие, не менее достойные фамилии. Например, Михаил Черепанов – первый начальник бывшего Казанского речного училища.
Фотографий Черепанова вы почти наверняка не найдете ни в музеях, ни в архивах. Эти снимки в редакцию “РТ” принесла жительница Казани Наиля Рафикова. На одном из них Михаил Васильевич изображен со своей супругой Клавдией Васильевной (в девичестве Рихтер, как гласит подпись на обороте снимка). Как же эта уникальная фотография оказалась в семейном архиве Рафиковых?
Оказывается, в речном училище в 1913-1917 годах учился дед Н.Рафиковой Абдрахман Валеевич – первый выпускник этого заведения среди татар. Черепанов преподавал ему и его товарищам курс по деревянному судостроению. Кстати, спустя десятилетие, в конце 1920-х годов, Абдрахман Рафиков стал одним из тех, кто был причастен ко второму рождению Казанского речного училища, переведенного в 1918 году в Балаково. Он много рассказывал своей внучке о Черепанове.
Например, о том, что Михаил Васильевич до своего назначения был капитаном дальнего плавания. Водил не только речные, но и морские суда. Это было на Каспии и Черном море. Впрочем, он и позднее оставался практиком – например, в период навигации в свободное от преподавания время по просьбе руководства казенного пароходства часто инспектировал судоходство на Волге на участке от Козьмодемьянска до Симбирска.
Человек аккуратный, прекрасный администратор, он был очень требователен к себе и к подчиненным. Своих подопечных-учащихся держал в строжайшей дисциплине. Опоздания курсантов на занятия не допускались. В помещениях училища была образцовая чистота, а коридоры напоминали отчасти интерьер речных судов. Всюду на стенах были пожарные склянки и насосные установки, спасательные круги, кошма в корпусе, лаги, весла… Две аудитории были искусно оборудованы под судовую рубку и машинное отделение.
Несмотря на почтенный возраст (в 1914 году Черепанову было под шестьдесят лет), Михаил Васильевич каждый день ходил пешком из центра города, где он жил, на работу. А ведь училище располагалось в Адмиралтейской слободе. Многие горожане сверяли по нему, спешащему привычным маршрутом через Адмиралтейскую дамбу, свои часы.
О судьбе Черепанова после Октябрьской революции ничего неизвестно. Есть сведения только о том, что он, скорее всего, покинул Казань. Однако для своих учеников навсегда остался примером для подражания в трудолюбии. Продолжателем его дела считал себя и Абдрахман Рафиков. На втором снимке он изображен со своей семьей – супругой, тещей, дочерью и сыном – отцом нынешней владелицы фотографии.
О Рафикове и его семье мы отдельно расскажем в одном из будущих выпусков нашей рубрики.