4 апреля в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания по обсуждению новой редакции Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В них приняли участие председатель Комиссии Госсовета РТ по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей Василий Логинов и народный депутат РТ Александр Штанин. Своими впечатлениями о слушаниях они поделились 7 апреля с журналистами во время пресс-конференции в Государственном Совете.
Как отметил В.Логинов, это были нетрадиционные слушания: как правило, они проходят перед первым чтением законопроекта. Но, учитывая чрезвычайную важность темы, в российском парламенте решили еще раз всесторонне ее обсудить. Тем более, что после того, как законопроект был принят в феврале в первом чтении, к нему поступило 6105 поправок со всех уголков России.
Основная мысль, которая фигурировала практически во всех докладах, – законопроект хотя и не лишен недостатков, но очень нужен стране. По сравнению с действующим законом о местном самоуправлении в России он более продуман и готовится с учетом мнений и опыта российских регионов, а также в комплексе с другими федеральными законами.
– Очень многие из выступавших высказали озабоченность тем фактом, что в Государственную Думу до сих пор не внесены документы с поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, – сказал В.Логинов. – Ведь если реформа не будет базироваться на соответствующем финансировании, она обречена на провал.
– Для улучшения финансового положения муниципалитетов очень важно оставить на местах подоходный налог, закрепить на постоянной основе налог на общераспространенные полезные ископаемые, – подчеркнул А.Штанин. – Но Министерство финансов свои обязательства пока не выполнило, и, судя по всему, устойчивых налогов местное самоуправление не получит.
Одно из противоречий законопроекта, по словам А.Штанина, – наличие двухуровневого принципа формирования местного самоуправления: на поселковом и районном уровнях. Есть опасения, что верхний уровень, если финансовое распределение пойдет через него, задавит нижний.
Ко второму чтению изменились пропорции распределения налогов: муниципалитетам теперь отводится 28% собираемых на местах налогов, а субъектам Федерации – 22% (доля федерального центра осталась без изменений – 50%).
Татарстанские депутаты рассказали и о других недостатках законопроекта. Это и излишняя детализация в ряде статей, и, наоборот, обобщенность в финансовых вопросах, где должна быть конкретика. Камнем преткновения может стать вопрос о территориальной организации муниципалитетов. По мнению В.Логинова, перекройка их границ будет очень болезненным и сложным процессом.
Еще одно слабое звено проекта – отсутствие переходного периода при введении закона в действие. Он необходим, чтобы избежать неразберихи – как финансовой, так и политической.
Так что, как заключил А.Штанин, рабочей группе думского Комитета по вопросам местного самоуправления не позавидуешь. Ей сейчас приходится трудиться по 18 часов в сутки. Планируется, что в конце апреля она представит законопроект на совет Госдумы и будет рекомендовать его для принятия во втором чтении.