В названии старинного азнакаевского села Асеево есть, по мнению местных жителей, нечто романтическое. Но происхождение его многие из них объясняют весьма прозаично. Ничего, говорят, мудреного в этом нет, а названо село по имени некоего Асея, который, поселившись тут одним из первых, имел непосредственное отношение к его основанию. Был он человеком зажиточным, достаточно образованным, а главное – совестливым, откликавшимся на чужую беду.
Другие старожилы здешних мест убеждены, что Асей – не имя, а прозвище. Кликали же его так земляки потому, что крестьянин сей перебрался в наши края издалека, а иноземцев в старину называли асеями.
Был, говорят, такой случай. Заблудился один из местных мальчишек в лесной чащобе, собирая там орехи. И от отчаяния ударился было в рев, как вдруг предстал перед ним, появившись невесть откуда, Асей, успокоил бедолагу, вывел к селу. В другом случае сломал охотник в сражении с медведем рогатину и, оставшись невооруженным перед разъяренным зверем, уже с белым светом простился. Однако тут, словно из воздуха вынырнув, появился подле него иноземец, протянул охотнику новую рогатину, и вместе завалили косолапого. Еще одна история. Пошедшая на речку полоскать белье молодая крестьянка не углядела – и подхватила набежавшая волна малыша, лежавшего в плетеной корзине. Несчастная женщина закричала нечеловеческим голосом. Увидев же, как водоворот, закружив корзинку, проглотил ее, грохнулась наземь без чувств. А очнувшись, узрела приводящего ее в сознание Асея и… стоящую рядом с ним плетенку с живехоньким дитем.
Поведали мне сельчане еще одну легенду. Жил, говорится в ней, на том месте, где стоит ныне Асеево, сильный, рослый и очень добрый сердцем юноша. Дичь, рыбу промышлял, тем и кормился. А вот выращивать хлеб ему не удавалось, как ни старался. Лес, кустарник он то под одно, то под другое поле выкорчевывал и обихаживал землю с душой и старанием, а вот не ладились у него земледельческие дела, и все тут! То ливни урожай погубят, то засуха. К тому же обработанные участки земли с неестественной быстротой, будто по чьей-то злой воле, вновь зарастали деревьями.
И так продолжалось до тех пор, пока начавший терять терпение юноша не выручил старого путника, на которого напали душегубы-разбойники. Неудачливый хлебороб немедля бросился на его защиту и разогнал напавших, немало пострадав в бою с ними. Поблагодарил старик спасителя, а потом и молвил: “На земле твоей наговор черных сил лежал, я сейчас его сниму”. Достал из сумы своей шапку, которую в народе аськой или асечкой называли, подбросил ее высоко, и на том месте, где она упала, образовалось изрядных размеров свежевспаханное поле. “С него начнется твоя удача крестьянская”, – кивнул в сторону волшебно возникшего клина сгорбленный путник. И, легко зашагав, скрылся за деревьями, словно растаял… Место то по названию чудесной шапки и назвали люди Асеевом…
Местные краеведы, привыкшие больше доверять документам, нежели легендам, придерживаются иного мнения. Они выяснили, что среди основавших Асеево переселенцев, наряду с бывшими жителями бугульминской волости, лаишевцами, муслюмовцами, были и крестьяне-башкиры. А посему не исключают, что название села является производным от башкирского слова “асэй” – “мать”.
Но вот в чем сторонники всех версий согласны друг с другом, так это в том, что прародители их были людьми не просто работящими, но и очень мастеровитыми, а главное – свободолюбивыми. Подтверждается вывод сей многими фактами, в том числе и тем, что немало асеевцев примкнуло к повстанческому войску Емельяна Пугачева в ходе известных событий.
Существует Асеево уже около трех веков. И в старину было селом большим, приметным. Незадолго до окончания позапрошлого столетия в Асееве было две (а по некоторым сведениям, три) мечети, мельницы, школы, где, к слову, учили не только на татарском, но и на русском языке. Жили асеевцы в основном неплохо, хотя были, конечно, в селе и те, кто не имел ни рабочей скотины, ни своего сельхозинвентаря. Они в первую очередь и приветствовали создание здесь комитета бедноты, когда начались по стране после октября 1917 года революционные преобразования.
А на исходе следующего десятилетия случился в Асееве, как и по всему региону, большой голод из-за неурожая. И хоронили часто в селе земляков, и на иные места жительства в поисках лучшей доли провожали односельчан, однако перенесли эту смертоносную беду. Как и произошедший до того в Асееве большой пожар. Как и годы Гражданской, а затем – Великой Отечественной войны, когда на фронт ушло более двухсот мужиков…
Долгое время Асеево было центральной усадьбой колхоза имени Чапаева, потом – совхоза “Асеевский”, а теперь оно входит в состав товарищества на вере “Закиров и компания”. Сейчас, как и прежде, село выглядит опрятно, нарядно: добротные подворья, покрашенные в веселые цвета заборы, ворота, фигурные наличники на домах. Село полностью газифицировано, есть здесь школа, дом культуры, мечеть, хорошо оснащенный фельдшерско-акушерский пункт, хоккейный корт, на котором играют детские и взрослая команды. Хозяйством вот уже двадцать шесть лет подряд руководит Ильсияр Вагизович Закиров – лауреат Госпремии Татарстана и один из самых уважаемых в районе людей. Именно с ним прежде всего связывают асеевцы успехи, экономическое благополучие своего товарищества.
В хозяйстве занимаются весьма выгодным нынче семеноводством, а в производстве иной растениеводческой продукции ориентируются на те культуры, которые пользуются наибольшим спросом на рынке. К примеру, прошлой весной на сто гектаров увеличили посевы сахарной свеклы. Значительная часть площадей, прежде выделяемых под озимые, теперь отдана яровой пшенице, ячменю.
Даже самые хитроумные рационализаторы снимают шапку перед местным мельником З.Рахимовым, обладающим, несмотря на 80-летний возраст, завидной ясностью ума и набором оригинальнейших идей. Достаточно сказать, что Зямиль-бабай не только модернизировал вверенное ему мукомольное дело, но и соорудил вполне эффективно действующее транспортное средство, используемое им и в домашнем хозяйстве.
Рассказали мне и о Мутыгулле-абые, обладавшем редкой способностью находить те места, где надо рыть колодцы. Один такой он сам вместе с земляками вырыл лет восемьдесят назад рядом с полями, чтобы не привозить воду издалека.
Не перевелись здесь искусники в плотницком, иных ремеслах, которым с охотой обучается сельская ребятня. Довелось увидеть мне, как асеевский парнишка умело плел из прутьев гнездо для гусыни, которой пришла пора высиживать яйца.
Такие, словно шагнувшие из глубины веков, изделия народных ремесленников можно увидеть в краеведческом музее при асеевской школе. Побывав там, узнаешь и об уроженке села, Герое Социалистического Труда Х.Гиззатуллиной, и о местном свиноводе Г.Рахманове, которого первым в республике наградили орденом Ленина, и о выросших здесь известных в Татарстане поэтах, и о других людях, кто добавил славы малой своей родине.
А парнишка, мастак по гусиным гнездам, признался смущенно, что он и его друзья тоже хотели бы стать знаменитыми и увидеть свои фамилии в сельском музее.
– Этого же можно добиться, и оставшись в Асееве, правда? – поднял он на меня глаза.
И я, конечно, с ним согласился, подумав, что коли имеются такие ребятишки в селе, то и будущее у него есть.