Старые фотографии добросовестно хранят лица людей, которых давно уже нет, отголоски событий, ставших историей. Подчас пожелтевшие снимки являют собой поистине уникальные свидетельства былого. Примером тому – сегодняшний экспонат нашего фотоконкурса, посвященного тысячелетию Казани.
История этого снимка такова. Несколько лет назад казанский городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ” объявил конкурс семейных фотографий. После чего в центр начали приносить не только собственные фототворения, но и случайно найденные снимки. Ведь когда в массовом порядке ломали ветхие дома в центре города, среди прочих вещей, выброшенных на улицу, часто оказывались и старые фотоальбомы. Находились энтузиасты, которые подбирали эти ставшие никому не нужными свидетельства чужой истории, а, услышав про конкурс, приносили их затем в “Гаилэ”.
Снимки, хранящиеся в альбомах, частенько датировались первыми годами прошлого века. Тот, что мы публикуем сегодня, сделан позже – судя по надписи на обратной стороне, 25 января 1925 года. Но от этого ценность его не уменьшается, ведь та же оборотная надпись гласит, что запечатлены на нем первые слушатели радио…
Тут стоит напомнить, что Казани есть чем гордиться в области радиовещания. Так, наш город считается первопроходцем в освоении проводного радио. Как пишет в своей книге “Время и связь: Очерки по истории связи в ТАССР” известная исследовательница А.Ф.Орлова, 1 мая 1921 года в нашей столице впервые “демонстрировался изобретенный местным инженером Чистовским усилитель для телефона. В двух местах были установлены рупоры, соединенные телефонным проводом с усилителем. Из рупоров громко, четко и отчетливо слышно было чтение устной газеты”. После того как это сообщение было опубликовано в газетах “Правда” и “Известия”, Ленин дал письменное задание управляющему делами Совнаркома Н. Горбунову проверить сообщение о том, что в Казани испытан рупор, вещающий на широкие массы народа, при этом заметив: “Если верно, надо поставить в Москве и в Питере…” И уже в июне того же года чудо-рупоры при помощи казанских специалистов были установлены в нескольких районах советской столицы.
А вот ламповые приемники, аналогичные изображенному на снимке, вошли в обиход несколько позже. С уверенностью утверждать, что на фотографии 1925 года запечатлено именно первое прослушивание домашнего радиоприемника, сегодня трудно. Но, скорее всего, это действительно один из первых подобных “радиосеансов”. А значит, представленный фотоэкспонат являет собой раритет, достойный места в истории.
Возможно, свет на происхождение снимка могли бы пролить родственники людей, на нем изображенных. В не слишком разборчивой надписи на обороте можно разглядеть слова: “На добрую память папе и маме Вале. У Калугиных. Слушают первое радио”. Если вам о чем-то говорит эта надпись или вы узнали людей, изображенных на снимке, обращайтесь в редакцию.
И напоминаем, что вы можете прислать в редакцию собственные фотореликвии с комментариями и рассказами из семейных преданий. Возврат фотографий гарантируем.