Фотооткрытка на добрую память

Сколько заведений, занимавшихся фотографией, было в Казани до революции, сегодня точно не скажет никто.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Сколько заведений, занимавшихся фотографией, было в Казани до революции, сегодня точно не скажет никто. В разных источниках сведения об этом разнятся. Что и объяснимо: в 1880-е годы фотоискусство переживает настоящий бум, вызванный стремительным ростом спроса на его услуги.


Наиболее распространенный жанр фотографии - постановочный семейный портретКак писала в своем исследовании по истории казанской фотографии Ираида Гольдшмит, в последние десятилетия позапрошлого века фотоателье появлялись, как грибы после дождя. Но если одни заведения быстро открывались, то другие столь же быстро закрывались. Неизвестная древним муза фотографии оказалась капризной. Она была благосклонна лишь к самым трудолюбивым, самоотверженным и знающим. Немало хлопот задавали фотографы и чиновникам губернской канцелярии: ведь со стороны властей за фотографиями и типографиями нужен был глаз да глаз.


И все же в некоторых старых справочниках мы находим вполне однозначный ответ на вопрос о количестве городских фотоателье. Так, авторитетный Н.Загоскин в бесценном кладезе краеведческой информации – “Путеводителе по Казани” (1895 г.) – выделяет владельцев десяти мастерских и приводит их адреса. Предлагаем читателям этот любопытный список:


Г.Ф.Локке. Воскресенская ул., дом Алкина;


С.Фельзер. То же, дом Хохрякова;


В.П.Бебин. То же, дом семинарии;


В.Г.Федоров. То же, дом Бабкиной;


М.С.Мастрюков. То же, дом Аккермана;


М.Вяткин и А.П.Вяткина. Гостинодворская ул., дом Заусайлова; Черноозерский сад, павильон;


А.П.Колокольчиков. Лобачевского ул., дом Пальчиковой;


С.Г.Михайлов. Лобачевского ул., собственный дом;


А.Г.Шумилов. Большая Проломная ул., дом Петцольда;


К.Т.Софронов. Адмиралтейская слобода.


Подчеркнем, что все названные – исключительно профессиональные фотохудожники. А ведь на ниве нового увлечения активно подвизались и любители. Кроме того, профессор Загоскин сообщает, где можно было приобрести фотографические аппараты и принадлежности. Оказывается, в магазинах Фреландта (Большая Проломная ул., дом Грачевой) и Ключникова (там же, собственный дом). Как видим, ателье располагались в основном в центре города, на самых многолюдных улицах или в местах гуляний.


Фотографические заведения выполняли самые различные виды работ, о чем свидетельствуют их объявления в городских газетах. Например, такое: “Фотография С.Г.Михайлова в Казани близ Черного озера, на углу Николаевской площади… Всевозможные фотографические работы, как-то: снимки домов, садов, заводов, фабрик, дач, внутренностей зданий и машин, лошадей и т.д., для чего имеются особо приспособленные аппараты, за самую умеренную цену. Копировка планов, карт, рисунков, чертежей и фотографий; уменьшение их по данному масштабу. Все снимки производятся по новому эмульсионному способу”.


Казанцы могли заказать портрет любого размера, перенести фотографию на камень, фарфор, металл. Хотя реклама и утверждает, что цены на фотоуслуги общедоступны, в XIX веке это было не совсем так. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет – те же полтора рубля за шесть штук, кабинетный – 4 рубля за те же полдюжины экземпляров. Заплатить такие деньги единовременно могли позволить себе лишь состоятельные граждане, городская аристократия и купечество. Лишь к середине 1900-х годов фотография перестает быть элитарным искусством, и среди фототипов казанских мастеров появляются рядовые горожане.


Сегодня такие фотографии - ценный этнографический материал. Фото из коллекции Абдуллы ДубинаНаиболее распространенный жанр фотографии – постановочный семейный портрет. Люди торопятся запечатлеть для потомков свой образ и образы своих близких. На фотосъемку, как на праздник, казанцы облачаются в лучшие одежды и безоговорочно следуют указаниям фотомастера. Порядок расположения и композиция группы, выражение лиц и жесты, фон и даже полутени подчеркивают и обнажают важные детали современника рубежа XIX-XX столетий.


Сегодня такие фотографии – ценный этнографический материал. В этом смысле дореволюционная фотография – настоящая галерея всех социальных слоев населения: от высокопоставленных чиновников и людей широко известных до скромных домохозяек, гимназистов и детей, от священнослужителей и военных до бродяг и попрошаек.


В последние годы перед Первой мировой войной фотографы по желанию клиентов выполняли на заказ почтовые открытки с семейными снимками на обороте. Послать по почте или подарить такую открытку родственникам или знакомым – значило порадовать не только текстом, но и трогательной иллюстрацией с дорогими сердцу персонажами. Публикуемая в этой подборке фотография мужчины с ребенком, выполненная в 1910-х годах мастером А.Несмеловым, – из разряда открыток. На ее обороте надпись, сделанная, по-видимому, родителями малыша: “На память крестному от крестника Борьки. Снят в 4 1/2 месяца”.


За этими словами – целая судьба наших земляков, о которых мы уже ничего не узнаем. И оттого вздохнем с грустью… В такие минуты отчетливо понимаешь, как ценны для нас по-человечески добрые отношения между людьми…


Уважаемые читатели! Напоминаем, что вы можете прислать в редакцию собственные фотореликвии с комментариями и рассказами из семейных преданий. Чем интереснее и оригинальнее они будут, тем больше шансов, что владельцы увидят свои снимки на страницах “РТ”.


Возврат фотографий гарантируем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще