К фотографии мы привыкли настолько, что она представляется нам чем-то обыденным. Каждый из нас хотя бы раз в жизни держал в руках “мыльницу” и делал вполне приличные кадры.
А вот сто лет назад фотография была настоящим чудом. И искусством, в котором воплотилась давняя мечта человечества, выраженная в словах великого Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”
Сегодня “РТ” открывает новую рубрику, посвященную тысячелетию Казани. Здесь мы будем публиковать фотографии, сделанные в казанских ателье до революции. На старинных изображениях – наши предки, обычные горожане, возможно, даже для кого-то дальние родственники – прадедушки и прабабушки. Имена их подчас до нас не дошли, но их взгляды, одеяния, жесты и позы все равно по-особенному дороги. Ведь в них – удивительно достоверная правда былого, неуловимые оттенки эпохи, утраченной навсегда…
Зародившись на свет в 1839 году в Париже, фотография уже в сороковые годы позапрошлого века появилась в Казани. Спустя еще десять лет в городе появились первые фотозаведения – “галереи”, а в 1860-е на казанском горизонте появляются профессиональные фотографы, которых можно назвать звездами первой величины, – мещанин из Москвы В.Бебин и прусский подданный Г.Локке. Им удалось то, что так и не сумели живописцы, – сделать изображение людей доступным как можно большему числу современников. Ведь фотография быстро стала не только искусством для избранных.
Владельцы первых фотосалонов – М.Вяткин, С.Михайлов, А.Окуловский – стремились сделать свои “галереи” теплыми. Об этом они постоянно сообщали в рекламе, которую размещали в местных газетах. И это не случайно. Приезжая фотографироваться, дамы нередко привозили нарядное платье с собой, боясь измять в дороге. Переодевались за ширмой, а затем вместе с членами всего своего семейства позировали, как заправские модели, всецело подчиняясь воле фотографа-кудесника.
И получались настоящие шедевры, до уровня которых некоторым современным фотоателье расти и расти. Сегодня со старых фотографий на нас взирают настоящие герои и типы своего времени.
По желанию клиентов мастера наклеивали снимки на паспарту – картонки с фирменными подписями. Для долговечности. А заодно – чтобы увековечить собственное имя, сообщая адрес своего заведения. Чтобы продемонстрировать, как это делалось, мы специально помещаем рядом с фотографиями оборотную сторону паспарту.
Сегодня мы представляем вниманию читателей два снимка – именитых до революции мастеров М.Вяткина и А.Шумилова. Между прочим, почетный гражданин Казани Александр Германович Шумилов был одним из лауреатов Международной научно-промышленной выставки, состоявшейся в 1890 году в Эдинбурге.
Уважаемые читатели! Просим вас принять участие в подготовке материалов этой рубрики. Приносите или присылайте к нам в редакцию свои старинные семейные фотореликвии, по возможности снабжая их комментариями о событиях и традициях, рассказы о которых передаются в вашем роду из поколения в поколение. Будем помнить, что прошлое каждого из нас – это наше общее прошлое.
Разумеется, мы обязуемся вернуть фотографии владельцам. Ждем вас или ваших посланий.