13 августа 2022

«Алтынчэч»… без Мусы Джалиля

Опубликовано: 15.02.2005 0:00

information_items_1347369345

Часто в день памяти героя-патриота Мусы Джалиля я вспоминаю интересное событие, свидетелем которого мне довелось быть в военные годы.


Муса ДжалильЭто было осенью 1943-го, в самый разгар Великой Отечественной войны. После выхода из госпиталя, где я лечился от тяжелых ранений, полученных в боях под Ленинградом, меня направили контролером на авиастроительный завод №16.


Нас разместили в молодежном городке завода по 30-40 человек в комнате. Большинство составляли эвакуированные из Воронежа. Мы работали тогда без выходных по двенадцать часов в сутки. Несмотря на изнуряющий труд, находилось время и для культурного отдыха. Среди нас были прирожденные артисты, любители песен и музыки. Была в комнате даже одна балалайка. Тогда-то я узнал, что воронежцы славятся своей музыкальностью.


Однажды Борис Любвин, который работал со мной, объявил:


— Ребята! Открылся сезон в оперном театре. Говорят, ставят очень интересную оперу «Алтынчэч». Я уже съездил к театру, билетов не достать. Но у театра можно купить с рук за сто рублей.


Я, как услышал про «Алтынчэч», соскочил с места:


— Где этот театр? Непременно пойду!


А как же иначе? Перед войной либретто Мусы Джалиля «Алтынчэч» было опубликовано в газете «Яшь ленинчы». Мы, ученики средней школы в черемшанском селе Лашманке, соревновались друг с другом, кто лучше выучит наизусть эти стихи. Один из однокашников Ханиф Шакиров — наш доморощенный «режиссер» — после учебы организовал драмкружок и начал ставить небольшие сценки из оперы.


«Алтынчэч» была, без преувеличения, мечтой моей юности. Но где достать сто рублей, когда моя месячная зарплата меньше двухсот? Оставался единственный источник — продать свой хлебный паек на семьсот граммов.


В тот день возле театра увидел настоящее столпотворение. Оказалось, приобрести билет и за сто рублей не так-то просто. Дырявая шинель, на голове — пилотка, на ногах обмотки… Меня выручили солдатская одежда и костыли. Видимо, сжалившись надо мной, одна пожилая дама продала мне драгоценный билет.


…Вхожу в театр, как в сказочный храм. Однако на большой афише только имя композитора — Назиб Жиганов. А где же автор либретто — Муса Джалиль?


Подхожу к администратору:


— Абый, извините, пожалуйста, я из деревни. А что, есть и другая «Алтынчэч»?


Абый с удивлением:


— Какая еще вам другая — это единственная.


Я не унимаюсь:


— Мне нужна «Алтынчэч», написанная Мусой Джалилем.


Администратор насторожился, приставив ко рту палец, сказал шепотом:


— Это либретто написал Муса Джалиль. Мы его имя не указываем. Он сегодня предатель, враг народа…


У меня волосы дыбом.


— Как же так: если Джалиль — предатель и враг народа, почему же вы вообще даете его пьесу?


Администратор опять приложил палец к губам:


— Когда Муса сочинял пьесу, он еще не предавал Родину. Видите ли, тема — очень актуальная: народ поднимается против завоевателей и их побеждает. Точно так же, как сегодня в Отечественной войне.


Сижу в театре и слушаю прекрасный голос Галии Кайбицкой, игравшей Алтынчэч. А в ушах зловещие слова: «Муса — предатель!» И никак не могу представить, что любимый поэт может быть предателем — врагом народа…


Спасибо сокамернику Джалиля — антифашисту Андре Тиммермансу. Это он, рискуя жизнью, вынес из фашистского ада драгоценную «Моабитскую тетрадь», а впоследствии передал ее в Советский Союз. Так мы узнали, что Джалиль в действительности никогда не был предателем…


Полвека спустя на юбилее военпреда моторостроительного объединения Абдрахмана Галиева мне посчастливилось встретиться с Галией Кайбицкой. Оказалось, майор Галиев по поручению партийных органов республики в годы войны сопровождал труппу наших артистов, куда входила и Кайбицкая, по передовым линиям фронта.


Когда я рассказал историю покупки входного билета на «военную» «Алтынчэч» и то, как был очарован прекрасным голосом Галии-ханум, она со слезами обняла меня и сказала:


— Спасибо за то, что тогда вы поверили Мусе Джалилю — незабвенному другу моей молодости и любимому поэту.


Нагим МУХИБУЛЛИН.

image_printРаспечатать

Выпуск: № 31 (25367)


Добавить комментарий

12.08.2022

Границы с соседями уточняются

В Единый государственный реестр недвижимости внесены уточнённые сведения о прохождении границы между Татарстаном и Оренбургской областью.

13220
12.08.2022

Автоледи продемонстрировали мастерство

Лучшие автолюбительницы республики, ставшие победителями и призёрами зональных этапов, состязались 11 августа в финале традиционного республиканского конкурса водительского мастерства «Автоледи-2022».

3460
12.08.2022

В память о талантливом режиссёре

Мемориальную доску народному артисту России, режиссёру Станиславу Говорухину установят в Казани. Кабинет Министров Татарстана в целях увековечения памяти кинорежиссёра постановил принять соответствующее предложение Минкультуры.

3060
12.08.2022

…На зарядку, на зарядку становись!

Здоровый образ жизни вошёл в моду, его выбирает всё больше людей, причём молодых. Так ли это? Об этом мы спросили наших читателей.

2820
12.08.2022

Сегодня – День Военно-воздушных сил

Военных авиаторов и ветеранов Военно-воздушных сил поздравил первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Рустам Нигматуллин.

3020

Мнение

Андрей БОЛЬШАКОВ, заведующий кафедрой конфликтологии Казанского федерального университета:


Отказ от Болонской системы в сфере нашего высшего образования считаю закономерным. В России она сыграла в целом отрицательную роль, способствуя «утечке мозгов». Университетская школа сегодня в поиске своего облика: гуманитарии могут сконцентрироваться на воспитательной функции образования, а технари должны решать вопросы подъёма промышленности.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru