Спасибо тебе, Соколка

Вся страна заботилась о ленинградских детях В годы Великой Отечественной войны татарстанская глубинка стала надежным пристанищем для эвакуированных сюда десятков юных жителей блокадного Ленинграда.

Вся страна заботилась о ленинградских детях В годы Великой Отечественной войны татарстанская глубинка стала надежным пристанищем для эвакуированных сюда десятков юных жителей блокадного Ленинграда.


Вся страна заботилась о ленинградских детях.Как сейчас помню, 12 сентября 1941 года состоялось общее собрание сельчан Соколки, на котором обсуждали предстоящий прием ленинградцев, подготовку для них помещений, ремонт печей, заготовку дров.


Вскоре стало шумно: в селе, что в самом устье многоводной Вятки, разместились два интерната – для детей работников фабрики “Большевичка” и интернат №314 для двухсот подростков.


Вот что писала в своих воспоминаниях, присланных позднее в Мамадыш, директор интерната №314 Евгения Азанчевская: “Сначала 314-ю школу (затем – интернат. – Авт.) эвакуировали в село Ильинское Ярославской области. Это в 27 километрах от Углича. Но в середине октября из-за опасной близости фронта решено было переэвакуироваться. Обитателей и нехитрое хозяйство нашей и других шести школ разместили на большом дебаркадере “Каченин”. Теснота на нем была такая, что ни помыться, ни переодеться возможности не представлялось. Плохо оказалось и с питанием – даже не потому, что нечем было кормить. На все семь образовательных учреждений была одна плита у сторожа, где можно поставить на одну группу единственный котел, чтобы сварить кашу. На одну школу приходилось по три часа на готовку пищи в разное время суток. Иногда очередь кухарить выпадала ночью. Тогда детям выдавали холодную кашу один раз в день. Воду кипятили в огромном самоваре. Хлеб получали на стоянках по 400 граммов. В итоге дети худели и слабели на глазах.


7 ноября прибыли в Казань и узнали, что предстоит добираться до Перми. 11 ноября пароход остановился на ночь. Утром Кама оказалась напрочь скована льдом. Температура – минус 35 градусов по Цельсию. Это случилось в районе Набережных Челнов. В ледяной панцирь реки вмерзли все пароходы, а на их борту – дети и педагоги из тридцати трех школ.


В Москву и Казань понеслись тревожные телеграммы. На следующий день на самолете прилетел нарком просвещения Татреспублики Латыпов. Наконец выяснилось, что 314-й школе в качестве остановочного пункта достались Соколки…”


Сюда стали прибывать подводы с большими плетеными корзинами, тулупами, подушками, валенками. Из подушек шили муфты, которые иногда вполне сходили за шапки или валенки. Малышей привезли на крытой утепленной машине, детей постарше – на подводах. Их одевали, кормили, чем могли, размещали в прогретых бараках. Началось обживание детишек на новом месте.


Начальник рейда Новоселов, начальник лесосплава Суханов помогали эвакуированным, как могли. За два месяца пути дети сильно вымотались – сказывались завшивленность, чесотка, недоедание и голод. Вскоре после прибытия в Соколку умер от дистрофии маленький Коля Пантелеев, и одновременно в небольшом интернате фабрики “Большевичка” скончались сразу четверо детей.


На бюро райкома ребром был поставлен вопрос об активной помощи эвакуированным. Прикрепили шефов – ими стали передовые колхозы “Вершина” и “Красная новь”.


В январе 1942 года в Казань прибыл уполномоченный Ленсовета Василий Акимов. Татнаркомпрос выдал ему смету и гарантированные хозяйственные лимиты. Приобрели хорошую одежду, учебные принадлежности, оборудование. С первым пароходом весной того же 1942-го сами директора интернатов, расселенных по камским городам и весям, были вызваны в столицу республики, представлены в Наркомпросе. Получили в отделе детских домов твердые сметы с уточнением штатов, норм питания, обмундирования.


Первый год жизни на новом месте был самым трудным. К весне мы вылечили детей от вшей и чесотки. Зато 80 процентов детей переболели малярией. Донимали морозы. Зима 1941-42 года была трескучей. Надо было протопить большое здание барака и несколько соседних домов. Сколько сил необходимо на заготовку дров, доставку! Мальчишки никогда не отказывались от этой работы. А позднее, летом, баграми вылавливали бревна из Камы (помогали вятские сплавщики леса), а потом общими усилиями поднимали на вершину высокого обрывистого берега к бараку.


На второе лето, в 1943 году, получили землю для огорода за Камой и собрали богатый урожай. К этому времени построили по всем правилам овощехранилище и соорудили большие чаны для засолки огурцов и капусты. У местных речников и плотоводов ребята научились плавать, переплывать на завознях на противоположную сторону Камы, ловить рыбу, собирать дикий чеснок, ягоды, грибы. Трудились в колхозе, зарабатывали трудодни. В обмен колхозники снабжали интернат и детдом горохом, из которого варили вкусную кашу.


В третью и четвертую зимы стало намного легче и спокойнее, ведь к тому времени мы были уверены, что войне скоро конец. Да и снабжение улучшилось, хозяйство устоялось, окрепла уверенность в скором возвращении в родные места…


Все эти годы дети еще и учились, формировали характер, развивали способности. Трудности сближали, делали всех одной большой семьей. В интернате проводилась большая внеучебная работа, активно пополнялась библиотека. Девочки охотно работали на завезенных из Казани швейных машинках и с помощью учителей шили платья по вкусу и размерам. Поэтому впоследствии одевались воспитанники вполне прилично.


На занятиях следили за культурой чтения, ставились концерты и тематические вечера с интересными докладами старшеклассников. Выявляли лучших чтецов стихов и певцов. Уже в первое лето по памяти восстановили ленинградские тюзовские “Сережу Стрельцова” и “Снегурочку”. Дружное общение приводило к тому, что малыши с легкостью усваивали все, что знали старшие. Так, однажды, готовя к пушкинскому вечеру постановку “Барышни-крестьянки”, вдруг обнаружили, что четырехлетняя Наташа Порхачева читает весь текст… наизусть.


Центральное место в воспитательной работе занимал драмкружок. “Дочь Родины”, “Большие надежды”, “Домик в Черкизове”, “Иван Сусанин” – все эти пьесы, поставленные и показанные самими воспитанниками, формировали убежденное чувство патриотизма. И в них самих, и в сельчанах, с которыми ленинградцы тесно сжились и сдружились. В Соколку часто приезжало руководство района. На Новый год – обязательно. К праздничным маскарадам готовились задолго. Сами придумывали и шили костюмы, готовили сценарии…


Летом победного 1945-го питомцы интерната и детского дома сдали экзамены, попрощались с работниками речного рейда (сколько было эмоций!), с местными друзьями и отправились на родину, в Ленинград.


Наша справка. Лидия Дмитриевна Тельнова всю жизнь проработала в сельской школе. Педагогический стаж начала в неполной средней школе Соколки, долгое время вела краеведческий кружок, возглавляла детское общество следопытов и тимуровцев. До сих пор поддерживает связь с учителями-ленинградцами, с которыми познакомилась и подружилась во время их эвакуации.


Сегодня – на заслуженном отдыхе. Имеет многочисленные ведомственные благодарности и награды. Живет в Мамадыше.


Лидия ТЕЛЬНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще