Как мы и обещали, “РТ” начинает публикацию писем наших земляков с фронта. Автор приводимых строк – Никита Герасимович Казанков – коренной казанец, командир войсковой части, полковник, обладатель многочисленных воинских наград. Погиб в бою 10 сентября 1944 года на территории Германии – в Померании (ныне северо-запад Польши). Это необычайно эмоциональное послание он написал незадолго до своей гибели. Здесь не только рассказ воина-освободителя о фронтовой действительности, но и реакция на весточку от семьи, оказавшейся в глубоком тылу униженной чиновничьей волокитой.
Оригинал письма хранится в Национальном архиве РТ.
Здравствуйте, Зоя, Даша, Сережа и Юрик!
Получил твое отчаянное письмо, чем вызвано это твое отчаяние – я хорошо понимаю, но что же я тут могу поделать?
Война продолжается успешно, мы идем вперед на запад, правда, не могу еще похвастаться, что пишу с территории Германии, но уже очень близко, и думаю, что скоро уже будем там. Воевать надо по той простой причине, Зоечка, что немцы еще не прекратили войну, и что нужно для всех нас, а особенно для вас, ребят и женщин, нельзя быть спокойными, когда немцы не отучены воевать. Они до сих пор продолжают расстреливать и сжигать детей, вот только пять дней назад прошли одну деревню, в которой немцы перед своим уходом расстреляли 52 ребят.
Живу по-прежнему хорошо, получаю письма от Андрея и Коли, оказывается, Мария Ивановна свою дочь Розу определила мне крестницей, т.е. я теперь уж кум, вот здорово, понимаешь!
Пару слов о твоих страданиях: все это, Зоечка, я очень хорошо понимаю, знаю, что все отчаянно дорого, что спекуляция, воровство, взяточничество развернуто вовсю, и если ты сама будешь молчать и бояться, то тебя заедят и загонят в гроб обязательно. Там в такой обстановке, среди таких людей, которые ничего не понимают, надо действовать по-военному, надо кому следует прямо открыто набить морду, выбить зубы. Вот тогда они поймут, что такое война. Иначе ничего не получится, иначе пропадешь.
Если сейчас быть беззубой, мямлей – ничего не сойдет, надо драться, надо воевать, надо заставить уважать, слушаться и сделать то, что надо. Ты делай вот что – возьми обыкновенную газету с заметкой о заботе над детьми фронтовиков, ткни пальцем и спроси: что ты сделал для детей фронтовиков, сволочь? Сразу не поймет, а если еще пригрозить, то поймет.
Ну ладно, пока посылаю вам 1000 рублей, этого хоть на пуд картошки хватит. Вот так-то, Зоечка!
Целую вас всех крепко!
Ваш брат
и отец Казанков.
P.S. Видишь, еще год прослужил в этой части.
17.8.44.