Отчего в глазах пестро?

Грибы в прошлом году не уродились.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Грибы в прошлом году не уродились. Не то что груздей или белых, даже с опятами, которыми в прежние времена пестречинские леса были битком набиты, случился дефицит (у меня в тех местах дача, люблю побродить с корзинкой по лесным тропам). Зато без труда удалось набрать полнехонькое лукошко плотных и круглых, пестрых по расцветке, как собаки-далматинцы, грибов, которые я сама для себя окрестила “пестрецами”. Несколько лет назад мой брат, заядлый грибник, вычитал в одной из книг, что эти грибы вполне съедобны после предварительного отваривания. И мы стали их собирать – на безрыбье, говорят, и рак рыба. И вот возвращаемся с “пестрым уловом” из леса, а навстречу бабушка. Увидела грибы, улыбнулась, махнула рукой в сторону райцентра Пестрецы и заявила, что это село назвали в давние времена аккурат в честь этих пестрых грибов.


Я тогда всерьез ее слова не восприняла, подумала, что бабушка фантазирует. Но довелось по долгу службы в канун нынешнего Нового года посетить Пестрецы, побывать в местном краеведческом музее. Первое, о чем я спросила его директора Елену Корябину: откуда пошло название Пестрецы? И каково же было мое удивление, когда оказалось, что грибы и впрямь тут замешаны. Есть даже легенда. Мол, издавна рос в этих местах в большом количестве гриб под названием “пестрец”. Жители села возами возили эти грибы в Казань и другие населенные пункты на продажу, что многих спасало от голода в неурожайные годы. Вот в честь них и назвали село – Пестрецы.


Не вертится больше гончарный круг…

С давних пор в этих местах селился пестрый мастеровой люд: плотники, столяры, бондари, горшечники.


Более всего среди них славились гончары. Природа подарила здешним местам отменную глину: ничего не надо добавлять, бери и лепи, что душе угодно, – и просто грешно было не заниматься гончарным ремеслом. Долгие годы этот промысел развивался в Пестрецах стихийно, кустарно: практически в каждом дворе стояли гончарные круги, мастера лепили всевозможную посуду (тарелки, вазы, кувшины, горшки), покрытую цветным или тисненым орнаментом, которую продавали на ярмарках.


В “Казанской газете” за 1903 год можно прочитать:


“В селе Пестрецах, общее население которого 2259 душ, недостаточный размер земельного надела побудил жителей заниматься различными кустарными промыслами: плотничным, сапожным и, главным образом, паркетным и гончарным. Одна четвертая часть мужского населения кормится гончарным промыслом, причем в работах их некоторое участие принимают женщины и дети”.


В это время в Пестрецах при 356 дворах работали 66 гончарных мастерских, а за селом дымили еще и кирпичные заводы. Продукция пестречинских гончаров получила высокую оценку на научно-промышленной ярмарке, состоявшейся в Казани в 90-е годы позапрошлого века. Именно после этого Казанское уездное земство предоставило средства для постройки в Пестрецах новых усовершенствованных печей для обжига, другого гончарного оборудования. А в 1911 году в Пестрецы приехали талантливые петербургские художники-керамисты, выпускники училища Штиглица супруги Ильинские Александр Иванович и Елена Владимировна. Приехали, чтобы вдохнуть новую жизнь в старый гончарный промысел, построить на земские деньги керамическую мастерскую и возглавить ее.


До этого изделия пестречинских гончаров были очень дешевы, в основном – хозяйственная посуда, которую возили на казанские базары, но в городе рос спрос на современные и более изящные изделия из керамики. И Ильинские сосредоточили свое внимание именно на них.


Александр Иванович преподавал в открывшейся мастерской технологию производства керамики, его супруга вела такие предметы, как композиция, лепка, декорирование. Учил пестречинских ребят и мастер гипсоформовочного дела, датский подданный Теодор Юлиус. Вообще, дело было поставлено на широкую ногу, появилось много новаций. Ильинские впервые на обыкновенную лепную керамику наложили татарский орнамент, что придало ей своеобразие и оригинальность. Вскоре такую посуду, которую современники называют высокохудожественными изделиями, стали изготавливать и их ученики: Кирюшин, Мишухин, Родионов, Потапов, Моисеев.


К сожалению, керамическая мастерская под руководством Ильинского просуществовала в Пестрецах всего десять лет. В голодный 1921 год уникальные изделия пришлось менять на еду, многие мастера разбрелись по весям, кто куда. Уехала на родину Елена Ильинская. Ее супруг держался до последнего, не желая расставаться со своим детищем – керамической мастерской. Но и ему пришлось покинуть Пестрецы в 1923 году.


В 60-е годы ХХ века здание, которое когда-то Ильинский так любовно строил для местных гончаров, отвоевал для себя тогдашний главврач райбольницы. Мастера перебрались в мало приспособленный сарай, еще продолжали работать. Но в конце 80-х годов умер Иван Степанович Чернов, последний из старейших пестречинских гончаров, и остановились в Пестрецах гончарные круги.


К сожалению, не увенчались успехом попытки возродить в Пестрецах гончарный промысел – таких попыток в советское время было несколько. Уже в наши дни при содействии Общества русской культуры организовали ООО “Гончар”. Но посуда его не пошла: не было в ней того особого шика, самобытности, притягательности, как у керамических изделий Ильинского. Конечно, хотелось бы вернуть былую славу пестречинской керамике. Но пока мечты остаются мечтами…


“Люди – наше


главное богатство”


Так сказала директор местного краеведческого музея Елена Корябина. Она имеет в виду прежде всего продолжателей еще одного традиционного для Пестрецов ремесла – резьбы по дереву. Среди них Валерий Губочкин, аккомпаниатор районного Дома культуры. Его изделия – настольные лампы, оригинальные шкатулки, вешалки, полочки – украшают витрины местного музея. Когда-то Пестрецы окружали непроходимые леса. И поселившиеся здесь люди, традиционно славящиеся искусством резьбы по дереву, стали развивать это ремесло. Их дома, украшенные деревянными кружевами, походили снаружи на девичьи сарафаны, и не было ни одного похожего. Кстати, в 1997 году на открытии Пестречинского краеведческого музея после реставрации побывал Президент РТ Минтимер Шаймиев. Ему особенно понравились старинные деревянные изделия здешних мастеров.


Но не только талантливые мастеровые люди прославили Пестречинский район. Отсюда родом Герой Советского Союза, легендарный защитник Брестской крепости Петр Михайлович Гаврилов. В 1941 году он служил в крепости, храбро держал ее оборону. На пятый день, когда закончились продукты и вода, часть гражданского населения (а офицеры в крепости служили вместе с семьями), а также раненые вынужденно вышли к немцам с белым флагом. Те расстреляли раненых, а женщин и детей погрузили в машины и отправили в концлагерь. Так Гаврилов потерял свою семью. 32 дня держала оборону героическая крепость. Одним из последних с гранатой в руках вышел к немцам Гаврилов, бросил ее в толпу врагов, упал в беспамятстве… “Если все русские будут сражаться так, как этот офицер, нам никогда не победить Россию”, – сказал тогда один из немецких военачальников.


Но Гаврилов не погиб, герою суждена была еще долгая, полная одновременно горечи и славы жизнь. Он пережил плен, настороженное, недоброе отношение к себе (как и ко всем бывшим военнопленным) на родине. Но справедливость восторжествовала – в 1957 году после выхода в свет книги-эпопеи Сергея Смирнова “Брестская крепость”, где был подробно описан подвиг Петра Гаврилова, ему присвоили звание Героя Советского Союза. Гаврилов умер в 1987 году, просил похоронить себя на гарнизонном кладбище Брестской крепости. Его завещание было исполнено, а в деревне Конь Пестречинского района ему установлен памятник.


Среди Героев Советского Союза значатся еще двое уроженцев пестречинской земли – Галимзян Камалеевич Камалеев и Василий Иванович Осипов.


В августе нынешнего года Пестречинский район отметит 75-летие со дня своего образования. Дата, конечно, не сопоставима с 1000-летием Казани, но тоже примечательное событие, к которому надо достойно готовиться. И древние Пестрецы обновляются. Не так давно здесь построены поликлиника на 375 мест, Центр социального обслуживания населения, Центр детско-юношеского спорта и досуга, социальный приют для детей и подростков “Шатлык”, реконструирован районный Дом культуры. В канун Нового года приняла первых прихожан мечеть, впервые построенная в этом селе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще