“Фронт и тыл дышат одним духом…”

Название материала – строчка из письма 1943 года с передовой, адресованного руководителям Татарской республиканской конторы “Заготживсырье”, с благодарностью за оказанную помощь.

information_items_1347369339

Название материала – строчка из письма 1943 года с передовой, адресованного руководителям Татарской республиканской конторы “Заготживсырье”, с благодарностью за оказанную помощь. Читая такие послания, лишний раз убеждаешься, что в победе над фашизмом был и немалый вклад тружеников тыла. Не только город, но и село сделало все необходимое для ее приближения.


Сохранить память о прошлом помогают сегодня документы. В Национальном архиве РT можно найти многочисленные свидетельства того трудного времени, документы, рассказывающие о проблемах, с которыми ежедневно сталкивались сельчане на протяжении всех лет войны. Несмотря на то что Татария находилась далеко в тылу, дыхание войны ощущалось в республике очень зримо, включая село.Стосковавшиеся по мирному труду фронтовики в короткие дни отпуска спешили на помощь односельчанам


Большинство мужской части населения ушло на фронт. В первые же месяцы войны были призваны в армию 65 процентов председателей колхозов, около 67 процентов бригадиров. В феврале 1942 года руководство сортового управления Наркомзема в докладной записке отмечает, что “поскольку многие агрономы, председатели и другие работники райсемхозов призваны в Красную Армию, их заменили, как правило, менее квалифицированные и менее опытные работники”. Резко ослабла и материально-техническая база сельского хозяйства: тягловые ресурсы колхозов, совхозов и МТС сократились на треть, число автомашин – более чем на 80 процентов. В плуги впрягался крупный рогатый скот – быки и коровы.


Основной трудоспособной силой на селе остались женщины и подростки. Именно благодаря их труду удалось обеспечить пpoдoвoльcтвeннoe снабжение армии и горожан, а фабрики и заводы – сельскохозяйственным сырьем. Если в 1940 году доля женского труда в колхозном производстве Татарии составляла 54 процента, то к 1944-му она достигла уже 80 процентов. За сухими цифрами статистики – тяжелейший труд тысяч наших землячек.


Наравне со взрослыми пахали, боронили, косили, жали, водили машины дети. Только в одном Арском районе в течение 1941-1942 годов из учащихся школ было подготовлено более полутора тысяч трактористов. Практически все школьники, начиная с пятого класса, участвовали в сельхозработах, выполняя и перевыполняя нормы. Районные газеты того времени систематически публиковали заметки об этом.


Вот только один пример. Газета Шереметьевского района “Путь Сталина” писала 12 октября 1941 года: “Учащиеся и учителя краснокадкинской средней школы активно помогают колхозу им.Ленина в уборке богатого урожая… Многие из них выполняют по две нормы. По 50-66 трудодней выработали в сентябре ученики Г.Каюмов, М.Епакаев, X.Шайхнурова и др.”


С первых дней войны школьники, даже первоклассники, активно привлекались к уничтожению сельхозвредителей, сбору лекарственных растений, в первую очередь шиповника и липового цвета. На протяжении всех военных лет “трудовая четверть” учащихся и учителей сельских школ длилась с мая по октябрь, а иногда продлевалась до ноября.


С началом войны были отменены отпуска у учителей. “Учителя района, – писал в докладной записке в Наркомпрос ТАССР заведующий Сармановским роно, – с 25 июня участвовали в общественной работе среди населения, с 1 сентября по 15 октября работали в колхозном производстве, всего выработали 6337 трудодней и сдали их в фонд обороны страны”.


О том, что такое трудодни, хорошо помнят люди старшего поколения, пережившие войну: работая с трех часов утра до позднего вечера, крестьянин получал разве что скупые двести граммов зерна и около ста граммов картофеля в день. Но как бы ни было трудно, сельчане находили силы и возможности для оказания помощи фронту. Она была самой разнообразной. Помогали кто чем мог: собирали теплые вещи для Красной Армии, к праздникам – годовщине Октябрьской революции, Новому году, 23 февраля и 1 Мая – отправляли посылки, в которых было все самое необходимое во фронтовом быту.


Активность населения была в разных районах разная. Проводимые акции носили зачастую добровольно-принудительный характер, на места циркулярно рассылались директивы райисполкомов и райкомов партии об обязательном сборе нужного количества пар обуви, объема металлолома, необходимой суммы денег на танковую колонну, на авиаэскадрилью “Колхозник Татарии”…


В целом органы власти занимали активную позицию в хозяйственных вопросах, проводя в наиболее отстающих селениях выездные сессии райсоветов для повышения результативности работы. О том, какое положение создалось на селе в первые месяцы войны, можно узнать из хранящихся в Национальном архиве протоколов выездных заседаний исполкомов райсоветов депутатов трудящихся.


Вот, к примеру, стенограмма заседания Столбищенского райсовета от 7 октября 1941 года: “…д.Кирби, Чемерцы, Саламыково, Травкино, Карашпево, Карадули – уполномоченные комиссии не придали серьезного политического значения проводимому мероприятию по сбору теплых вещей для РККА и пустили все дела на самотек, в результате чего в селении Кирби по состоянию на 7.10.41 г. собрано валенок 1 пара, одеял 3 шт., варежек 12 пар и т.д.”


Люди отдавали последнее в фонд обороны Родины. Так, в преддверии 7 ноября 1942 года в одном только Кукморском районе было собрано и передано в качестве подарков бойцам, командирам и политработникам, раненым больным, находившимся в местном эвакогоспитале, 30 жареных гусей, 70 кур, 2800 яиц, 50 килограммов табака, 400 килограммов сухарей и булок, 60 килограммов сливочного масла, 150 штук столовой посуды, 300 ложек и даже 22 вилки. Раненым также передавались конверты, тетради, карандаши для писем, и, как указывают отчеты, “больные бойцы всем этим были очень довольны и обратились к колхозникам с большой благодарностью”.


Всего же за 1941-1942 годы трудящиеся Татарии, в том числе сельчане, дали фронту 23 тысячи полушубков, 54 тысячи пар валенок, 59 тысяч телогреек и шаровар, 106 тысяч пар теплого белья и десятки тысяч других вещей. Для освобожденных регионов страны – Сталинграда, Белгорода, Орловщины – сельчане Татарии собрали многочисленные предметы первой необходимости: сковороды, тюфяки, самовары, даже пуговицы. Подарки и посылки направлялись также партизанам Украины и Белоруссии.


Существенную помощь оказал Татарстан Сталинграду. Для лучшей ее организации весной 1943 года была создана специальная республиканская комиссия. Подобные комиссии организовывались в городах и районах республики. В колхозах, совхозах, МТС были созданы группы по оказанию братского содействия Сталинграду, создано более десяти складов на пристанях и железнодорожных станциях, где концентрировались собранные вещи. Регулярно составлялись сводки о ходе сбора материальных ценностей в помощь городу на Волге.


По данным на 1 мая 1943 года, в Татарии было собрано значительное количество необходимого сельхозинвентаря, продовольствия, домашней утвари, скота для отправки к месту назначения. Это более 800 плугов, почти 550 борон, около ста кирок, мотыг, граблей, 123 комплекта сбруи, 53 сеялки, более 3,5 тысячи овец, по тысяче свиней, ягнят, около девятисот коров… Помимо этого, собирались одежда, белье, овчины, самовары, кастрюли, горшки, ножи, вилки, ухваты, корыта.


…Тяжелый ущерб нанесла война нашей стране. Неисчислимы людские потери, в руины были превращены тысячи заводов, фабрик, электростанций, разорены сотни колхозов и совхозов. Но, несмотря на все эти колоссальные трудности, страна выстояла и победила.


В эти дни в Национальном архиве РТ работает документальная выставка “Деревня – фронту”. Здесь можно воочию ознакомиться с наиболее интересными документами, рассказывающими о жизни села в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция эта – дань памяти уважаемым ветеранам тыла.


Людмила КУЗНЕЦОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще