Сегодня без салютов и всевозможных огненных дождей, “водопадов” не проходит ни один мало-мальски значимый праздник. Хоть и недешевое это удовольствие (по некоторым данным, фейерверк в честь Дня республики и Дня города 30 августа 2004 года обошелся столичной казне почти в 2 миллиона рублей), но дело стоит того. Проводится ли небольшой фейерверк на частной вечеринке, свадьбе или это громаднейшее пирошоу – в любом случае у каждого зрителя начинает чаще биться сердце и перехватывает дыхание от многокрасочного зрелища, сопровождаемого громкими раскатистыми звуками.
Спасибо Петру I
Принято считать, что в России фейерверки появились во времена правления Петра I, известного своей любовью ко всему новому и необычному. Однако, как гласят исторические справочники, первые достоверные сведения о проведении “огненных потех” относятся к годам царствования Алексея Михайловича. Зрелище по тем временам было невиданным и даже пугающим. Например, когда в 1675 году в Великом Устюге голландский посол Кленк устроил фейерверк на берегу реки, зрители-крестьяне приняли безобидные вспышки за огненных змеев и в страхе разбежались. Лишь великоустюгский воевода остался от этих потех в большом восторге.
В эпоху Петра Великого фейерверочное дело было поднято на небывалую высоту. Царь на мелочи не разменивался и придавал фейерверкам значение государственной важности, считая “огненные потехи” мощным средством пропаганды его идей и реформ. Чего только не представляли тогдашние пиротехники изумленным зрителям! Тут тебе и высвеченный в небе вензель князя Ромодановского – “адмирала” Переяславской флотилии и начальника потешных полков, и Геркулес, раздирающий пасть льва. А фейерверк в честь празднования завоевания Азова был даже запечатлен в гравюре.
Как известно, именно Петр I своим указом повелел праздновать Новый год 1 января – по юлианскому календарю. Указ предписывал праздновать Новый год по случаю его введения 7 дней, празднично украсить ворота домов еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью зажигать праздничную иллюминацию. Завершался праздник сожжением фейерверка. Созданием фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка, личный состав которой обучали “огненным хитростям” заморские специалисты. Именно для этих целей Петр выписал из Бранденбурга военных инженеров, нанял в Кенигсберге “огнестрельного художника” Ягана Буса, в Амстердаме – Георга Вильгельма де Генина.
С чего же начиналась пиротехника – искусство управления огнем? По данным китайских историков, первым шагом к современным пиротехническим смесям были огненные трещотки, отпугивающие злых духов. Пучок тонких бамбуковых щепок горит с треском. Звук можно усилить, если щепки предварительно пропитать раствором поваренной соли. Путь от бамбуковой огненной трещотки до современной фейерверочной ракеты с яркими разноцветными звездочками-огнями человечество проходило не менее 1500 лет, но в современных снарядах для фейерверков продолжает использоваться старейший пиротехнический состав, также изобретенный в Китае. |
Но при помощи только иностранцев развития фейерверочного дела в России быть не могло. Требовались собственные кадры, которые и были посланы в Бранденбург для обучения. Кстати, сам Петр не гнушался посидеть с бомбардирами и химиками, дабы изобрести нечто новенькое. Датский посланник Юст Юль, описывая новогодний фейерверк 1710 года, свидетельствует: “В фейерверке замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем… и многочисленные огненные дожди, превращавшие ночь в день”.
В Москве был создан специальный фейерверочный комплекс, включавший в себя здание дворца, где происходили пиры и балы в честь Нового года, побед русской армии, иных значимых событий, а рядом гости могли наблюдать фейерверочное представление.
Традиция отмечать Новый год “огненным действом” сохранилась до наших дней.
Где же и кто готовит “бомбардиров”, которые сегодня именуются пиротехниками?
“Павлиний хвост” и “Диадему” – тысячелетней Казани
По словам одного из организаторов праздничного фейерверка 30 августа нынешнего года, запомнившегося казанцам и гостям города своей необычностью, директора московской фирмы “Пиро-мир” Владимира Гнатюка, российских специалистов этого профиля готовят в Сергиевом Посаде.
– Профессия эта всегда была редкой, – говорит он. – Курс подготовки совсем небольшой – неделя, две. Поэтому курсанты должны иметь базовое техническое образование. Как и в незапамятные времена, чаще всего это обладатели военных специальностей. Получаемые ими удостоверения не пожизненные, а срочные: рынок пиротехники развивается весьма стремительно, так что повышать квалификацию необходимо постоянно.
– В этом году празднование 30 августа стало своеобразной репетицией торжеств, которые предстоят в 2005-м. Вы предполагаете участвовать в праздновании тысячелетнего юбилея Казани?
Так сложилось, что на Западе в производстве, связанном с созданием фейерверков, доминируют лишь несколько семей. Подробности технологии, например, рецептура и методы смешивания сохранялись в глубокой тайне и передавались по наследству из поколения в поколение. Эти имена и сейчас продолжают играть главную роль в пиротехнической индустрии. Например, в США это Груччи из Белпорта (штат Нью-Йорк), Замбелли из Нью-Касла (Пенсильвания), Роцци из Ловленда (Огайо) и Соудза из Риальто (Калифорния). Одним из следствий секретности было то, что до недавнего времени фундаментальные пиротехнические исследования проводились чрезвычайно редко и результаты их, как правило, не публиковались в научных журналах. |
Для каждого фейерверка готовится специальная программа. Лет двадцать назад для того чтобы подобрать “фейерверковый букет”, специалистам нужно было обладать богатым воображением, дабы представить себе, как это будет выглядеть, а то и пробные фейерверки устраивать. Сегодня на помощь пиротехникам пришел компьютер. Необходимо позаботиться и о безопасности. Во-первых, это подбор оборудования и зарядов: и то, и другое в обязательном порядке должно быть сертифицировано. Затем – работа на месте. Уже ранним утром огораживается участок, где установлены мортиры, специальный наряд милиции строго следит за тем, чтобы зеваки не попали “в кадр”. А сам пиротехник работает с пульта, расположенного на расстоянии 25-30 метров от пусковой установки. 30 августа мы начали работать с 16 часов – это были дневные салюты.
– Мы привыкли, что огни “расцветают” в ночном небе. А что такое дневные салюты?
– Сегодня много праздников открывается днем, и в этом случае используются цветные дымы, выстреливающие на высоту до пятидесяти метров. Или конфетти из лавсана, блестки, с шумовым эффектом взлетающие вверх. Кстати, эти эффекты совершенно безопасно можно использовать и на сцене, в помещении, при большом скоплении народа.
– А какие новинки вы предполагаете применить в будущем году в Казани 30 августа?
– Вместе с другими пиротехническими организациями мы обязательно будем участвовать в казанском фестивале фейерверков, который обещает стать грандиозным зрелищем: без малого час в ночном небе один за другим будут расцветать фантастические сверкающие цветы, взлетающие из восьми точек города. “Пиро-мир”, как фирма, рекомендованная правительством Москвы, обещает зрителям парковые фейерверки, те, что применяются на высоте 20-70 метров, и высотные – профессиональные, запускаемые на 450-500 метров, которые со всех точек города видны, – “Римские свечи”, “Звездный фонтан”, “Диадема” и “Павлиний хвост”. А главная наша “изюминка” – огненное число “1000” в ночном небе и геометрические фигуры.
– Это сколько же специалистов из Москвы придется привлечь?
– За специалистами дело не станет. У нас их достаточно, а кроме того, мы активно используем местные кадры. Благо в Татарстане их хватает – одно артиллерийское училище чего стоит. Например, “Пиро-мир” активно сотрудничает с предприятием, которое возглавляет экс-военком республики. В свое время оно создавалось с особой целью – для увековечения памяти защитников Отечества, установки бесплатных памятников. На их складе нам выделили место под оборудование, чтобы не возить его из первопрестольной каждый раз.
– О безопасности работы пиротехника мы говорили, а как насчет зрителей? Ходили слухи, что во время проведения одного из фейерверков в Казани зрителя серьезно контузило то ли гильзой, то ли остатком заряда…
– Это всего лишь слухи, причем совершенно безграмотные. Дело в том, что для произведения салютов не используются орудия, в которые заряжают снаряд с гильзой. Применяются мортиры – некое подобие миномета, – которые подбрасывают пиротехническое изделие на нужную высоту. В воздухе оно вспыхивает от электровоспламенителя и сгорает с шумом и искрами. Тяжелых оболочек у пиротехники не бывает: корпус, внутри которого находится сам заряд, изготавливается из плотной бумаги, картона.
Сам себе пиротехник
Петарды, хлопушки использовали всегда. Но и неприятностей от них бывает немало. И полбеды, если неумелому “пиротехнику” опалит ресницы или прическу, а если обожжет лицо или в глаза попадет? Но ведь так хочется с шумом и блеском встретить Новый год…
– Я не против “домашних” салютов, лишь бы люди использовали их правильно, – говорит Владимир Евгеньевич. – К любой пиротехнической сертифицированной продукции прилагается инструкция, не поленитесь только прочесть. Правда, полно у нас и контрабандной продукции, но с ней лучше не связываться. У нас хватает своих поставщиков пиротехники – например, Сергиев Посад, завод электромеханических изделий в Нижнем Новгороде. Основной оптовый продавец такой продукции, конечно, Москва. Ваше казанское предприятие “Пробен” выпускает довольно широкий ассортимент пиротехнических изделий – мини-салютов, мини-фейерверков, которые можно запускать без специалистов. Кстати, купив “мини-салют” за сто рублей и получив у нас бесплатную консультацию, вы справитесь с этим делом сами. К сожалению, отечественная продукция несколько дороже контрабандной, вот люди и “покупаются”. Но тут уж – лучше две безопасные хлопушки, чем четыре подозрительные.
Лучше применять обычные петарды, они безопаснее – там нет горения, а только шумовой эффект. Правда, есть петарды с пиротехническими элементами типа “Жук”, которые сначала с шумом и искрами крутятся на месте, а потом взрываются. Этими действительно можно обжечься. Категорически не рекомендую самодельные изделия, не стоит разбирать или переделывать фабричные.
Хлопушки, настольные фейерверки и некоторые виды “фонтанов” нельзя запускать из окон, с балконов и вблизи домов во избежание пожара – мало ли что ваши соседи хранят на балконе? Если фитиль погас или прогорел, а фейерверк не начал действовать, то подождите две-три минуты, потом аккуратно, отвернув от себя и зрителей “ствол”, поместите изделие в ведро с водой. Через сутки остатки пиротехники можно выбросить в мусорный контейнер.
И поаккуратнее с фейерверками на столах. Так, мои знакомые решили украсить праздничный стол бенгальскими огнями, воткнув их в торт и расставив горящие свечи между тарелок. Зрелище чудной красоты, что и говорить. Только закончился праздник грустно: все участники застолья уже в первый день нового года угодили в больницу с отравлением. Дело в том, что в состав смеси бенгальской свечи входит бертолетова соль – сильнейшее слабительное.