Пленница тишины

Приз зрительских симпатий
В зале развлекательного комплекса “Пирамида” сидели две женщины: одна совсем юная, с сияющими, полными ожидания и надежды глазами, другая постарше и пожестче – и смотрели на сцену.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Приз зрительских симпатий

В зале развлекательного комплекса “Пирамида” сидели две женщины: одна совсем юная, с сияющими, полными ожидания и надежды глазами, другая постарше и пожестче – и смотрели на сцену. По ней гордо дефилировали модели в причудливых, фантастических одеждах. Шел финальный просмотр костюмов в рамках республиканского конкурса “Кутюрье 2004 года”.


Рузана в костюме "Амазонка"И вот на подиум вышла девушка в кожаном комбинезоне – со шнуровками, кисточками, заклепками и другими современными модными фенечками. Этот наряд заметно отличался от других – его хотелось тут же надеть и пройтись в нем по улице, ловя на себе завистливые взгляды прохожих. Ведущая объявила, что костюм называется “Амазонка”, а его автор – кутюрье Рузана Гибадуллина из Казани. Раздались аплодисменты.


…Она мечтала, что сама выйдет на подиум, чтобы показать зрителям свою модель, но руководитель молодежной группы “Хыял” при театре моды “Лик” настояла на профессиональной манекенщице. Мол, так надежнее. Ведь будет звучать музыка, и нужно не просто красиво, раскованно идти по подиуму, но слышать эту самую музыку, попадать в такт. Рузана же не услышит, она может ошибиться, испугаться. А судьи строги и беспристрастны, вся работа пойдет насмарку. Доводы, конечно, были разумными, поэтому Рузана с мамой Идой, как обычные зрители, сидели в зале, надеясь на чудо, на первое место, которое многие пророчили. Но, увы, пришлось довольствоваться призом зрительских симпатий.


Из “Пирамиды” Рузана с мамой уходили в грустном одиночестве. Никому не было дела до глухонемой девочки-кутюрье, получившей лишь приз зрительских симпатий. Впрочем, о том, что создательница “Амазонки” глухонемая, никто и не узнал, подумали, что девушка чересчур молчаливая.


Конечно, Рузана никому не могла рассказать о своих переживаниях, ведь она не умеет говорить. И даже мама, которая, казалось, все-все знала и чувствовала, не предполагала, в какой океан эмоций окунулась ее дочь, такая внешне спокойная, живущая в спасительной тишине. И только много дней спустя, перебирая фотографии в дочкином альбоме, обнаружила на оборотной стороне одной из них следующую запись: “Я по профессии модельер-дизайнер, у меня есть диплом, люблю шить для себя и других людей. Я выступала в “Пирамиде”, но не заняла первого места… А если бы заняла, то ездила бы на разные кастинги: в Москву, Париж, Лондон. И увидела бы знаменитых дизайнеров, топ-моделей. Не вышло… Но у меня есть цель, и я добьюсь своего”.


Прочитав эти по-детски бесхитростные, но наполненные неожиданной внутренней силой слова дочери, Ида даже всплакнула. Если бы Рузана была как все, если бы она могла слышать и говорить, насколько проще было бы ей добиться свой цели. Ведь о несомненном таланте Рузаны Гибадуллиной говорят все, кто ее знает. И недаром руководитель театра моды “Хыял”, заглянув как-то в филиал Московского института легкой промышленности, что на улице Кремлевской в Казани, на выставку работ выпускников российско-итальянской высшей школы “Стиль”, тут же обратила внимание на рисунки Рузаны. Ткнула в них пальцем и сказала: “Хочу познакомиться с этой девочкой”. Так Рузана стала участницей конкурса “Кутюрье 2004 года”.


Рисую ветер

Перебегая из одного угла комнаты в другой, Ида громко хлопала в ладоши и кричала, кричала… А по щекам текли слезы. Но все напрасно, ее маленькая дочка, первенец Рузана, не слышала маму. Она безмятежно и неподвижно смотрела в потолок. Как же так, почему у вполне здоровых родителей с отличным слухом родилась глухая девочка? И что можно сделать, чтобы вернуть ребенку мир звуков? Но врачи беспомощно развели руками – ничего не получится, у девочки врожденная нейросенсорная глухота, переданная ей по наследству по отцовской линии. Такие недуги, к сожалению, не лечатся…


В роду Марселя Гибадуллина и впрямь встречались глухие женщины. Перед рождением второго ребенка Ида поехала в Москву на консультацию. Врачи-генетики предупредили, что у Гибадуллиных всем девочкам суждено рождаться глухими. К счастью, предполагался мальчик. Динару сейчас 16 лет – обычный современный мальчишка, помешанный на компьютерах. Впрочем, признается Ида, если бы ей тогда сказали, что будет девочка, она все равно родилась бы, чтобы быть подругой Рузане.


После рождения дочери Ида оставила работу. До этого она была музыкальным работником, очень любила музыку, сочиняла песни. Но чтобы, как говорят, не сыпать соль на рану, поставила крест на музыке. Зато вспомнила о другом своем увлечении – рисовании (когда-то окончила профтехучилище, получив профессию художника-оформителя) и полностью отдалась ему. И вообще вся жизнь Иды Гибадуллиной после рождения Рузаны посвящена ей: чтобы девочка не чувствовала себя ущербной, чтобы росла и развивалась, как все.


Мама с дочкой общались с помощью рисунка, маленькая Рузана не расставалась с карандашами. А вскоре все стали отмечать, что малышка восхитительно рисует. И не какие-то застывшие фигуры, а выхваченные из жизни мгновения, полные ритма, движения. Вот шарфик на девичьей шейке взметнулся от порыва ветра, вот приподнялся краешек юбочки, вот капюшон куртки упал на плечи под тяжестью бусин-дождинок. Еще девчушка любила мастерить одежку для своих кукол. Платья получались необыкновенно красивыми, безукоризненно исполненными – стежок к стежку, будто не маленькая девочка их шила, а профессиональная швея.


В двенадцать лет Рузана сшила себе первую большую вещь – джинсовую куртку. Когда пришла в ней в школу, девчонки-подружки даже не поверили, что сама все придумала и в жизнь воплотила. А вскоре к Рузанке начала выстраиваться целая очередь подружек: чтобы сшила что-нибудь. Она соглашалась, но при условии: должны быть не просто юбка, брюки или платье, а необыкновенные модели, маленькие произведения искусства. Уже тогда у Рузаны проснулся интерес к высокой моде.


Несколько лет назад про талантливую школьницу-кутюрье даже сняли фильм на телевидении. В 2002 году Рузана приняла участие в конкурсе портных “Мозаика моды”, который проходил в Казани в ДК строителей, и заняла там третье место.


Учителя Казанской школы имени Ласточкиной для глухих детей прочили Рузане Гибадуллиной большое будущее в модельном бизнесе, отмечая ее фантазию, умение мыслить нестандартно, ярко и раскованно воплощать задуманное в проекты. Все твердили, что девушке нужно учиться. Но институт культуры, куда ей порекомендовали поступить после школы, Рузану не впечатлил. “Это не мое”, – объясняла она маме, несколько обескураженной отказом дочери от возможности учиться в этом вузе. Отказалась она и от престижной вроде бы должности дизайнера на компьютере, которую ей предложили в Казанском отделении Всероссийского общества глухих. Причина та же – это не мое… Потом Рузана написала маме, что мечтает создавать необыкновенные модели, такие, над которыми надо думать, которые сочиняют, как стихи…


Взорванное безмолвие

– Мама, что такое альтернатива? – неожиданно спросила Рузана. Не вслух, написала на бумаге. Ида резала капусту, так и застыла с ножом над деревянной доской. Как же ответить? Ида на секунду задумалась, пробежалась взглядом по кухне.


– Вот, смотри, каша в кастрюле, – начала говорить она, усиленно жестикулируя, повернув лицо к дочери так, чтобы та хорошо могла видеть ее губы (Рузана умеет читать по губам), – но папа не хочет есть кашу, и тогда я открываю холодильник и предлагаю ему борщ. Альтернатива – это замена, понимаешь?


Рузана радостно закивала головой. Оказывается, все так просто. Ида украдкой вздохнула, вытерла капельки пота со лба: увы, не всегда все так просто. Сколько бы проблем решилось, если бы Рузана хоть немножко слышала!


Не так давно Гибадуллиным позвонила бывшая учительница Рузаны из школы глухих. Взволнованно стала рассказывать о том, что где-то прочитала или услышала рассказ по телевизору об удивительном приборе-микрокомпьютере, с помощью которого могут слышать абсолютно глухие люди.


– Ваша Рузана – талантливая девочка, – убеждала учительница Иду. – Какие бы перспективы открылись перед ней, если бы она слышала и говорила! Вы обязательно должны приобрести для девочки этот прибор.


У Иды от волнения чуть не выпала из рук телефонная трубка:


– Неужели это возможно, а сколько стоит чудо? Что? Нет, такую сумму нам не потянуть…


Но учительница стала убеждать, что нужно поднапрячься, попросить помощи у родственников, знакомых. Ведь недаром говорят: с миру по нитке – получится одеяло. Нелегко было семье Гибадуллиных собрать тридцать с лишним тысяч рублей. Но собрали, приобрели аппарат – крошечный компьютеризированный прибор, который можно подвесить к уху и незаметно спрятать под шапочкой, лентой или прядкой волос.


– Мама, я слышу! – это были первые слова, которые Ида услышала от своей дочери.


И с каждым новым днем мир звуков становился понятнее и ближе. Вот Рузана переходит улицу, а из-за поворота машина сигналит. В былые времена девушка ну никак не могла бы услышать этих сигналов. Теперь же слышит! Она слышит телефонный звонок и звонок в дверь, слышит папин голос. Слышит и мамин, но хуже – высокие звуки ей менее доступны. А еще благодаря аппарату Рузана научилась говорить, отвечать на вопросы. Конечно, речь ее отличается и тембром, и дикцией, но понять можно, и это ведь только начало. Кто знает, может, через несколько лет посторонние люди вовсе не догадаются, что имеют дело с глухонемой девушкой.


Носите, люди, мои наряды!

Недавно Рузана сшила подружке свадебное платье: струящийся белый атлас, поле цветов, чудный шлейф-ручеек за спиной, бретельки в виде оригинальных косичек… Не платье – сказка! Прежде чем его сшить, Рузана предложила невесте на выбор несколько десятков моделей, которые сама придумала. Потом вместе поехали покупать материал и фурнитуру. Для начала была проведена, так сказать, генеральная репетиция – Рузана сшила платье из обычной простыни. Убедилась, что фасон подружке к лицу, и лишь после этого приступила к работе с настоящими материалами.


– Я люблю придумывать, шить необычные наряды, – признается Рузана. – Могу, увлекшись, сутки напролет просидеть за работой. И вот что интересно: если человек мне по душе, шьется очень легко и красиво, словно ты художник и пишешь картину. Я так счастлива, если людям нравятся мои наряды!


…Цок-цок, цок-цок – стучат каблучки по асфальту. Куда-то торопится красивая девушка в модном пальто, с такой же модной сумкой через плечо (сама смастерила) – это Рузана с дискотеки возвращается. Так здорово танцевать вместе со всеми, когда не просто слышишь музыку, а чувствуешь ее каждой клеточкой тела.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще