Старое Тимошкино – большое современное чувашское село, в котором проживают свыше 900 человек. Трудно представить, что это одновременно и одно из самых старинных селений Аксубаевского района. Местные жители рассказали, что на правом берегу реки Большая Сульча до сих пор сохранились бугры и большие ямы прямоугольной формы – остатки древних полуземляных домов. Когда археологи производили здесь раскопки, то находили рядом с захоронениями плоскодонную глиняную посуду, бронзовые серпы и другие орудия труда. Это Старотимошкинский курган – археологический памятник срубной культуры. Племена этой культуры жили на территории района еще во втором тысячелетии до нашей эры – занимались скотоводством и земледелием в припойменных долинах.
“Мы родом из Бердебякова…”
Естественно, в те далекие-предалекие “срубные времена” и речи еще не было о селе Старое Тимошкино. Оно появились гораздо позже.
В ХVI- ХVII веках существовал список селений Чистопольского уезда (в него тогда входила и территория Аксубаевского района). В том списке значилось селение Бердебяково, которое со временем разделилось на две деревни: одно осталось на месте нынешнего Старого Тимошкина, другое возникло там, где сейчас расположено село Новое Тимошкино. Известно, что разделение произошло по религиозным признакам, игравшим исключительно важную роль в жизни людей того времени.
В первом Бердебякове на реке Тарсе жили крещеные чуваши. Во втором поселились некрещеные, так называемые ясачные чуваши. Потомки последних и сейчас живут в Новом Тимошкине: у них сохранились старинные чувашские имена, есть старое кладбище, где хоронили (и до сих пор хоронят) некрещеных чувашей. Некоторые новотимошкинцы по-прежнему исполняют языческие обряды и поклоняются разным богам и духам. Например, богу дождя. “Удюк-купри” – место жертвоприношения, где режут теленка, варят кашу и задабривают бога дождя.
К жителям старинного Бердебякова со временем подселялись чуваши из других мест. Есть легенда о том, что якобы лет 400 тому назад в эти места прибыл старик по имени Тимофей (Тимошка или на чувашский лад – Тимушка) с женой и дочерью. Поселились они в лесу на поляне около оврага. Это место до сих пор называют Старой деревней. Кругом были болота и рос непроходимый лес – в одиночестве семье Тимошки было неуютно. И стал он искать более удобное место для своего жилища. К берегу Тарсы – притоку Черемшана – привела Тимошку его собака. Место понравилось, тут построился Тимошка и стал жить. Вслед за ним поселились еще несколько приезжих чувашских семей. В официальных документах стали писать: “Бердебяково, Старое Тимошкино тож при речке Тарсе, крещеных чуваш – 178 душ. Бердебяково, Новое Тимошкино, ясачных чуваш – 37 душ”.
Основным занятием крестьян являлось земледелие. Сеяли главным образом рожь. Она занимала половину посевов.
Нынешняя улица Светлый путь в Старом Тимошкине в прошлом была целым селом, вернее сельцом Рождественским (такую же фамилию носил барин, им владевший). Здесь жили крепостные крестьяне, русские люди, которых привезли из центральных областей России помещики, получившие земли в этих краях.
В XVIII веке и вплоть до революции неподалеку от Старого Тимошкина располагались русские крепостные селения Старая Кулаковка и Малая Кулаковка. Они исчезли. А когда-то это были крепкие и знатные деревни. В Старой Кулаковке, например, в 1876 году начала работать одна из первых в этих местах школа, которую основал учитель Дмитриев. В Малой Кулаковке была водяная мельница. В этой деревне также находился небольшой заводик по производству поташа. Его делали в специальных чанах из золы (ее получали, сжигая валежник) путем выщелачивания. Поташ использовался в красильном, кожевенном производствах. Здешние крестьяне слыли неплохими мастерами-кожевниками. Еще одно исчезнувшее селение этих мест – Никольское.
Оно славилось изготовлением телег, саней, различных колясок и тарантасных кузовов. Здесь проживали также мастера-валяльщики, которые снабжали валенками всю округу.
В сельце Рождественском, которое теперь стало частью Старого Тимошкина, была церковь. Некоторые старожилы, например бывший учитель Николай Семенович Шишков, помнят, как горел храм в 1930 году. Потом Леонид Ефимов из Старого Тимошкина нашел на пепелище металлическую плиту, на которой по-старославянски было написано, что “сей храм Рождества Христова построен от сотворения мира в 7404 году и от Рождества Христова в 1896 году”. В настоящее время эта плита хранится в школьном музее Старотимошкинской средней школы.
Помоги, председатель…
Старотимошкинский совет самоуправления возглавляет Александр Федорович Шуркин. Он хорошо известен в районе как рачительный хозяйственник, незаурядный организатор.
Работал бригадиром тракторной бригады, главным инженером колхоза, председателем колхоза “Верный путь” в соседнем селе Беловке. Для самой Беловки это было звездное время – дела шли замечательно, колхоз считался одним из лучших в районе.
С утра до вечера в кабинете Шуркина толпится народ – то бабулька придет просить крышу починить, то директор школы наведается за помощью, то заведующая детсадом… А то примчится чья-нибудь разъяренная супруга: помоги, мол, председатель, подвыпившего мужа утихомирить – и такое бывало. Во всем надо разобраться, со всеми поговорить, успокоить, принять меры. А весной посевная, летом прополка, осенью уборочная – тут тоже без председателя совета самоуправления обойтись никак нельзя.
А ведь, ко всему прочему, под опекой председателя совета самоуправления находится весь сельский соцкультбыт: школы, детсады, клубы, магазины, библиотеки, медпункты, сберкасса и почта. Приходится следить и за работой расположенной на территории Старого Тимошкина электроподстанции – филиала Чистопольских электросетей, и в мастерские по ремонту техники наведываться. Забот много, надо успевать.
Учитель – звучит гордо
Рассказывая о ветеранах села, люди первым делом называли фамилии учителей. Например, Николая Семеновича Шишкова, участника Великой Отечественной войны. После окончания семилетки поступил в Аксубаевское педучилище. 21 июня 1941 года в училище состоялся выпускной вечер. А на другой день был митинг, на котором весь выпуск училища (140 человек), в том числе и девушки, вместе с учителями решили пойти добровольцами на фронт.
Так Николай Шишков оказался в Чкаловском военном училище, где по ускоренной схеме готовили командиров конных эскадронов.
Кстати, не так давно Николай Семенович встретился со старым однокашником Елисеем Мурзичем Тимирясовым, ныне жителем Аксубаева. Стали вспоминать товарищей по педучилищу, выпускников опаленного войной 1941 года. И оказалось, что в живых остались только двое…
У Шишкова учился и Геннадий Владимирович Красильников, который, окончив педучилище и Казанский пединститут, сам потом стал преподавателем. Никто, кроме него, не знает так много про историю Старого Тимошкина и других близлежащих деревень, про народные чувашские традиции. В общей сложности 46 лет проработал Геннадий Владимирович в школе, сейчас на пенсии. А всего учителей Красильниковых в Старом Тимошкине около 20 человек – вот такая многочисленная династия. Еще одна династия старотимошкинских учителей носит фамилию Харитоновы.
Земля – крестьянское богатство
Приезжие удивляются, расспрашивают – с какой это стати возле одного из домов в Старом Тимошкине, как памятник, стоит трактор “ДТ-54”. А это и впрямь прижизненный памятник замечательному человеку, лучшему механизатору колхоза “Победа” Степану Алексеевичу Ягинову. Трактор ему подарили, когда уходил на пенсию. На этой машине Ягинов проработал 25 лет.
А вообще, более полувека Степан Алексеевич посвятил колхозу. Пришел шестнадцатилетним пареньком: мол, возьмите, хочу быть трактористом.
Взяли, но с условием, что никакой работы чураться не будет. Тракторист Ягинов ходил в передовиках и во время уборочной: если гороха брал на круг, то не меньше 45 центнеров, если пшеницы – то 35-38 центнеров. На пенсию Степан Алексеевич вышел в 1993 году, но продолжал трудиться в родном колхозе еще четыре года. Гремело когда-то в колхозе “Победа” и имя комбайнера, бывшего целинника Павла Федоровича Еграшкина. За свой добросовестный труд он награжден медалью “За доблестный труд”, а также многими ценными подарками, например телевизором и мотоциклом. Впрочем, фамилия Еграшкиных и сейчас на слуху. Сын Павла Федоровича Михаил – один из лучших в селе механизаторов, продолжает традиции отца.
Землю надо любить, заботиться о ней. Тогда она тоже будет платить взаимностью – щедрыми урожаями. Эту простую истину через всю жизнь пронес заслуженный агроном ТАССР, Герой Социалистического Труда Леонтий Степанович Петров.
В Великую Отечественную войну он защищал Родину. В феврале 1945 года, как грамотный агроном, был направлен в только что освобожденную от немцев Курскую область – возрождать земледелие, преподавать сельхознауки в специальной школе. Здесь он пробыл до 1948 года. Затем почти десять лет возглавлял агрономическое хозяйство сельхозартели “Победа”, его называли агрономом от Бога.