Командировка длиной в тринадцать лет

Разведчик – профессия, как принято сейчас говорить, экстремальная, преимущественно мужская.

Автор статьи: Виктория ОСИНИНА

Разведчик – профессия, как принято сейчас говорить, экстремальная, преимущественно мужская. Но вот такой факт: более тринадцати лет наша землячка, бывшая советская разведчица, ныне подполковник КГБ в отставке Бибииран Алимова проработала в Японии. Ее оперативное дело, в котором содержатся сообщения об успешных разведоперациях, состоит из двадцати двух томов – это почти семь тысяч страниц!


Мечтала стать актрисой

Живет сейчас Бибииран Каримовна в Москве, но недавно побывала на родине своих родителей. В Казань ее привел не только дочерний долг. Председатель общественной организации женщин Татарстана “Ак калфак”, директор казанской школы им.Ш.Марджани Камария Хамидуллина предложила ей вступить в организацию, объединяющую выдающихся татарских женщин, и пригласила Бибииран-ханум в гости к старшеклассникам. Здесь-то нам и удалось побеседовать с ней.


Увидев на сцене школьного актового зала бодрую и очаровательную даму, нельзя было не поразиться: ей восемьдесят четыре, а сколько у человека жизненной энергии и оптимизма!


Родилась Бибииран в городе Мары в Туркмении, но род ее – из Татарстана: отец, Карим Алимов, из деревни Шаймурза Дрожжановского района, здесь он и вырос. Это уже потом, в годы Гражданской войны, попал в Среднюю Азию да так там и остался. Обзавелся семьей, появились дети…


Ребятишек каких только национальностей не было среди детворы, с которой дружила маленькая Ирина (так стали называть ее по-русски). И кто же знал тогда, что детская забава – говорить на чужих языках – изменит всю ее жизнь!


Веселая, активная Ирина школьницей охотно участвовала в художественной самодеятельности и подумывала о карьере актрисы. Но в театральный институт она не пошла, а поступила на рабфак. Тут и обратили на очаровательную студентку внимание, пригласив сниматься на студии “Туркменфильм” в кинокартине “Умбар”, в дальнейшем принесшей Алимовой славу. После удачного дебюта Ирину направили учиться в Ленинград. После учебы она попала в Ташкент, где на “Узбекфильме” готовились снимать картину об Алишере Навои. Но грянула Великая Отечественная война, на многие годы определившая дальнейшую судьбу актрисы.


Как и тысячи молодых людей, Ирина пришла в военкомат проситься на фронт и была направлена военным цензором-переводчиком. Вместе с действующей армией прошагала по дорогам Украины, Польши, Чехословакии.


Бибииран Алимова.Война закончилась, Бибииран вернулась в Ашхабад. А в отчем доме девушку ждали нищие родственники, больная мать…


Бывшую фронтовичку, знающую иностранные языки, охотно приняли на работу в КГБ. А вскоре она начала готовиться в зарубежную командировку. Ей предстояло отслеживать политические события внутри Японии, взаимоотношения этой страны с США и политику в отношении СССР.


Начались долгие месяцы подготовки: отработка легенды, изучение японского языка, его диалектов, традиций этой страны… Вот тут и пригодились ее талант актрисы, а также способности к изучению языков.


Дорога в Страну восходящего солнца началась в 1953 году с поездки в Европу, во время которой Ирине предстояло проверить надежность документов, вжиться в роль иностранки. В 1955-м году под оперативным псевдонимом Бир она выезжает в Турцию. Лишь спустя несколько месяцев, когда стало понятно, что Бир не вызывает интереса у местных спецслужб, она вылетела в Пекин.


Невестка Хатыча

Хатыча, так теперь звали Бибииран, по плану должна была в Китае “выйти замуж” за Энвера Садыка. А уж затем вместе с ним отправиться в Японию.


Шамиль Хамзин, это настоящее имя жениха, родился в 1915 году в Архангельске, хотя корни его рода тоже в Татарстане. Детство провел в Казани, жил на Правобулачной. Был в числе первых пионеров республики, о чем имеется документальное свидетельство. Учился в Ленинградском политехническом институте.


До 1943 года работал на московском оборонном заводе, затем был мобилизован и прошел обучение в разведшколе. В последний год учебы Шамиль уже знал, что ему предстоит работать в Японии, быть в курсе ее военных приготовлений. Но попасть туда нужно было через третью страну. Теперь он уже был Энвером Садыком, уйгуром по национальности, родившимся в Китае. Вместе с многочисленными эмигрантами он попал в Тяньцзинь, где и встретился в Хатычой. Через четыре месяца разведчики “сыграли свадьбу”.


Бок о бок с американской разведкой

И вот пришло время, когда супруги-нелегалы должны были отправиться в Японию, которая в то время была оккупирована США.


– В первое время, – вспоминает Бибииран-ханум, – на жизнь приходилось зарабатывать самим. Деньги разведка передать нам не могла, и я вышивала на машинке воротнички. Этому научилась еще в Тяньцзине, в Китае. Но вскоре у нас появилась своя импортно-экспортная компания. Занимались мы продажей одежды. А это служило надежным прикрытием нашей разведывательной деятельности. Купили двухэтажный дом и сдали второй этаж в аренду.


С квартирантами получилась поистине казусная ситуация. Американская пара, въехавшая в дом Хатычи, оказалась… семьей американских разведчиков. Полтора года жили две разведки бок о бок!


Через полтора года Хатыча с Энвером, используя появившиеся связи, получили как уйгуры-беженцы из Китая гражданство и паспорта, с которыми можно было ездить по всему миру. Но стали супруги замечать, что ими заинтересовалась японская контрразведка. Так, в дом к Хатыче зачастил один местный “специалист”. Приходил вроде бы просто так, пообщаться… Но Хатыча смекнула, что неспроста пороги у них обивает.


Выяснилось потом, что внимание к разведчикам привлек один из эмигрантов из России, человек с темным прошлым, невзлюбивший их и распространяющий слухи, что они – вовсе не те, за кого себя выдают…


И решилась Бир идти в посольство Тайваня просить защиты для семьи от эмигранта-белогвардейца. Такой отчаянный поступок дал результаты, и слежка за Садыками вскоре ослабла.


Что и говорить, работать приходилось в большом напряжении.


Общительная супружеская пара буквально притягивала к себе окружающих. Их дом всегда был полон гостей. Для турецких офицеров, присоединившихся к силам ООН после Корейской войны 1950-53 годов, он и вовсе стал почти родным. По пятницам в доме Энвера и Хатычи было особенно оживленно.


– Гости, сами того не подозревая, давали нам ценнейшую информацию о деятельности войск Соединенных Штатов в Японии и Южной Корее, – вспоминает Алимова.


Москву интересовали планы США по ремилитаризации Японии и втягиванию ее в военные блоки. Бир сообщала: “…Георгу. Под видом создания новых полицейских отрядов в Японии началось интенсивное увеличение армии. Планы милитаризации держатся в глубокой тайне, ибо это является серьезным нарушением взятых Токио обязательств по демилитаризации страны в ходе международной конференции в Сан-Франциско. В ближайшие годы предполагается таким образом увеличить численность японской армии вдвое. Правительством страны заключены секретные контракты с целью развития военной промышленности. Местной прессе запрещено публиковать какую-либо информацию по данной проблеме. Бир.”.


Супружеской чете удалось передать в Москву снимки аэродромов, военных баз Соединенных Штатов в Японии и мест дислокации японских сил самообороны, а также оповестить Центр о том, что Япония интенсивно занимается разработкой собственной мощной подводной лодки, оснащенной новейшим оборудованием.


“…Георгу. Хорошо информированный источник сообщает о планах создания американцами новой замкнутой военно-политической группировки, в которую могут войти Япония, Южная Корея, Южный Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Новая Зеландия и Австралия. Переговоры, возможно, состоятся в Сеуле или Бангкоке. Бир.”


Эта информация в дальнейшем полностью подтвердилась. На совещании министров иностранных дел перечисленных в телеграмме стран, проходившем 14-16 июля 1966 года в Сеуле, была создана новая военно-политическая группировка, тесно связанная с США, – Азиатско-Тихоокеанский совет.


Хатыча и Энвер, видимо, в силу своих человеческих качеств так сдружились с сотрудниками турецкого посольства, что их часто приглашали на светские приемы. Надо ли говорить, как важны были для разведчиков встречи с хорошо информированными собеседниками.


За все время пребывания в Японии они лишь один раз побывали в отпуске на родине. Пришлось под видом туристов посещать достопримечательности Франции, Испании, Италии, прежде чем их ноги коснулись земли у родного дома. Отпуск пролетел в одно мгновение, и снова работа…


Даже в домашней обстановке они не могли себе позволить расслабиться и говорили по-уйгурски.


– Однажды мы пошли в кино на советский фильм, – вспоминает Бибииран. – Только в середине фильма я заметила, что, прекрасно понимая по-русски, титры все равно перевожу на японский язык и только так вникаю в суть картины.


Возвращение

…И вот долгожданное сообщение, что разведчики могут навсегда вернуться на родину.


Уехать из Японии им помогла изменившаяся ситуация в стране. Американцы тогда из своих фирм и организаций вытесняли иностранцев. И под предлогом поиска работы супруги-разведчики выехали во Францию. Дом их остался под присмотром японки-служанки. Обеспечили они ее деньгами на год вперед.


Из Франции в Японию Бибииран с мужем уже не вернулись и в 1967 году ступили наконец на родную землю.


Оказавшись на родине, Бибииран смогла, наконец, вдоволь насладиться татарской культурой.


– Знаменитый марш Сайдашева, – вздыхает разведчица, – хотелось слушать стоя – так вдохновляла эта музыка.


Приехав несколько лет назад в Казань, первым делом Бибииран Алимова отправилась на могилы Тукая, Такташа, Сайдашева, Сары Садыковой.


Всему свое время. Отправили Бибииран Каримовну на заслуженный отдых. Но разве может усидеть дома такая энергичная женщина!


Стала бывшая разведчица активисткой в своем микрорайоне и одновременно внештатным сотрудником милиции по работе с “трудными” подростками. Муж ее, Шамиль Хамзин, еще неоднократно по возвращении из Японии выезжал в командировки, а в 1980 году в звании полковника вышел в отставку. Умер он в 1991 году.


Преданность профессии и огромный вклад Бибииран Алимовой в безопасность нашей страны были достойно отмечены. Она награждена двумя орденами, медалями.


И по сей день Бибииран Каримовна живет насыщенной жизнью, о чем, собственно, говорит и ее недавний визит в Казань.


Такая вот необычная биография у этой отважной женщины, посвятившей свою жизнь служению Родине, вышедшей замуж “по заданию” и создавшей вполне счастливую семью.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще