Бой за Нелидово глазами солдата и историка

Зима 1941-1942 года выдалась на редкость морозной и снежной.

information_items_1347369332

Зима 1941-1942 года выдалась на редкость морозной и снежной. Это создавало дополнительные трудности не только немцам, но и нам. Однако в штабе нашей 334-й стрелковой дивизии (сформированной в Казани в конце 1941 года) нередко повторяли слова фельдмаршала Кутузова, обращенные к солдатам 1812 года: “Вам ли бояться морозов, дети Севера!” Надо сказать, что наши воины были одеты в добротные полушубки, валенки, казанские шапки-ушанки, меховые жилеты…


Штаб дивизии размещался в деревне Ананьево на берегу озера Волго – того самого, откуда начинается великая русская река. Встретили новый 1942 год среди заснеженных лесов древнего Валдая. А я вспоминал новогодний бал в Казанском пединституте, где до войны работал.


С первых дней наступившего 1942 года дивизия включилась в напряженную подготовку наступления. Как профессиональный историк я с интересом следил за тем, что происходило вокруг, а как офицер штаба дивизии – принимал участие в подготовке к предстоящим боям. А дел было много. Проводилась тщательная рекогносцировка берега озера Волго, которое предстояло преодолевать по льду, а затем атаковать противника на крутом берегу, хорошо подготовленном немцами к обороне.


Наша дивизия была неплохо укомплектована. Вот цифры, известные мне, как офицеру штаба. Всего людей – 11826 человек. Около трети были выходцами из Татарии, а по социальному происхождению подавляющее большинство – крестьяне.


Вечером 31 декабря командир дивизии получил пакет с боевым приказом. Начало наступления было назначено на 9 января. А забот оставалось еще много. Необходимо было завершить сосредоточение войск, вывести артиллерию на огневые позиции, подвезти боеприпасы. Это при том, что глубина снега достигала полутора метров. Многочисленные болота под толстым покровом снега не успели промерзнуть. Дорог, по существу, не было.


Утром 9 января, как и было приказано, наши войска перешли в наступление. Началась Торопецкая операция. Во время артиллерийской подготовки наша пехота спустилась на лед озера и устремилась к противоположному берегу. Чем ближе к нему батальоны, тем плотнее огонь противника. Появилась вражеская авиация. Снаряды и бомбы противника проламывали лед. Бойцы двигались, держа друг друга за руки. Многие погибали в ледяной воде. Хорошо еще, что пелена тумана и дымовая завеса дезориентировала немецких летчиков, что несколько уменьшало наши потери.


Несмотря на ожесточенное сопротивление немцев, передовой батальон достиг южного берега, обошел опорный пункт противника и уничтожил вражескую батарею, огонь которой сильно мешал нашему продвижению по льду озера. На пути до Нелидова мы встретили только одну чудом уцелевшую деревню. Все остальные были полностью выжжены отступавшими немцами. Ночевать (если можно так назвать кратковременный отдых) приходилось на снегу, подстелив еловые ветви. Разжечь костер чаще всего было невозможно из-за близости противника. Был установлен жесткий порядок. По очереди назначались дежурные, в обязанность которых входило следить, чтобы никто не замерз или не обморозился во сне.


В ночь на 24 января дивизия вышла к железнодорожной станции Нелидово и начала за нее бой. Замысел нашего командования заключался во внезапных концентрированных ударах по противнику. Он полностью удался. Немцы просто не ожидали столь быстрого выхода наших войск к Нелидову по глубокой снежной целине и незамерзшим болотам. К наступлению ранних зимних сумерек поселок и станция были окружены, а к утру сопротивление врага сломлено окончательно.


Это был крупный успех нашей дивизии. На станции скопилось несколько эшелонов противника с техникой и продовольствием, на аэродроме находилось свыше десятка немецких самолетов. Сам поселок обороняли более трех тысяч гитлеровцев. О взятии Нелидова 25 января сообщило Совинформбюро, а уже утром 26-го дивизия продолжила наступление к городу Велижу.


Иван ИОНЕНКО.


От редакции: публикация подготовлена сыном ветерана Дмитрием Ионенко по материалам личного архива И.М.Ионенко.


Наша справка. Ионенко Иван Михайлович (1914-1989) окончил до войны Казанский госуниверситет и преподавал на кафедре истории. На фронт выехал из Казани в составе 18-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях на Западном, Калининском и других фронтах. Как офицер штаба армии, вел журнал боевых действий и историю дивизии.


После войны – на преподавательской работе в КГУ. Долгое время заведовал кафедрой истории СССР. Профессор, доктор наук. Автор многочисленных работ по истории Великой Отечественной войны и воспоминаний.


 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще