– Минтимер Шарипович, связаны ли у вас с чаем какие-нибудь интересные события в личной жизни или в общественной деятельности?
– Ваш вопрос уносит меня в далекое деревенское детство. Трудно себе представить нашу жизнь без чая и без картофеля. Бывали годы, когда на столе и хлеба не было. Но родители каким-то образом умудрялись сделать так, чтобы на нем всегда была картошка, у кого есть корова – картошка с молоком или с катыком – и обязательно чай. Для того чтобы просто вскипятить воду, приходилось каждый раз топить малую печь, а в наших краях из топлива – ничего, кроме кизяка. Но даже при этом чай считался наиболее доступным и быстро приготовляемым напитком. Я бы даже назвал его едой. В деревнях, как правило, днем полноценный обед не готовили из-за того, что не хватало времени, прежде всего, у родителей. В обед всегда обходились чаем. Потому что к чаю мама обязательно находила какую-нибудь еду. Чай был самым почитаемым напитком в селе. Верхом благополучия считался плиточный чай. Тогда нам казалось, что лучшего и быть не может. Человек считался состоятельным, если у него в достаточном количестве имелся плиточный чай. Я уже позже узнал, что это просто спрессованные мелкие отходы чая с чаеразвесочных фабрик.
Деревня у нас маленькая. Все очень хорошо знали друг друга. По сути дела, женщины всегда были в курсе, у кого в данный момент есть плиточный чай. Если у кого он появлялся, то весть об этом быстро разносилась по деревне. Потому что чай могли привезти только из города и только те, кто смог уехать из деревни и устроиться. Это – наша история, татары вынуждены были уезжать на заработки на шахты Кузбасса, Донбасса, Кизила Пермской области. Не случайно то, что и сейчас там много татар, большинство из них осело еще с тех далеких времен. На заработанные в шахте деньги они покупали плиточный чай и либо сами приезжали в деревню, либо присылали своим родителям и родным посылки. И по неписаным деревенским правилам матери и бабушки всегда делились этим чаем друг с другом. Делились в буквальном смысле: отломят каждой по маленькому кусочку твердой плитки, чтобы хватило заваривать несколько раз. А там, глядишь, еще кто-нибудь привезет драгоценную плиточку. Вот потому чай и не кончался никогда.
В редкие моменты перебоев с ним заваривали шиповник и еще кое-какие травы. Но чай ничем невозможно заменить. По-моему, он уже сидит в нашей памяти на генном уровне и передается от поколения к поколению. И сейчас он так же, как и прежде, незаменим никакими другими напитками и соками.
Чай, наверное, занимает свое особое место в жизни каждого человека. И в основном из-за этого он всегда являлся обязательным атрибутом гостеприимства, как для званых гостей, так и для тех, кто неожиданно зайдет. Потому что приготовить его легко и просто: вскипятил воду, заварил чай – знакомое всем и любимое угощенье готово. У нас ведь во все времена чай пьют не столько от жажды, сколько от того, что так принято.
А вообще чаепитие – это особый ритуал, чайный стол – это душа семьи. С ним у меня связаны самые приятные и теплые воспоминания о родителях. Отцом было установлено правило: если наши родные и близкие и мы, дети, находились на досягаемом расстоянии, то в воскресенье все должны были собраться в родном доме на воскресный обед. Главное, чтобы были представлены все дети. Ясно, что приготовленная еда съедалась быстро, без лишних слов. А вот чай до обеда и после обеда – это длительный процесс. Он уже располагает к беседе, позволяет не спеша все обсудить. Я считаю, что чаепитие было процессом воспитания. Рассказывая о разных событиях жизни, о проблемах, возникающих в других семьях, обсуждая их с нами, наши родители своими ненавязчивыми комментариями незаметно наставляли нас на путь истинный. Были и добрые напутствия, и строгие порицания. Так что чай делал свое дело.
Раз уж мы говорим о событиях, связанных с чаем, могу поделиться некоторыми размышлениями, возникающими у меня по возвращении из дальних стран. К сожалению, у себя в России мы не привыкли принимать гостей без спиртных напитков. В Объединенных Арабских Эмиратах я был в гостях у эмиров, у сыновей шейха Заида Бен Султана. Там все, в том числе и самые важные, большие приемы проходят за чаем, абсолютно без спиртных напитков. Безусловно, на столе достаточно много вкусной еды. Но чай доминирует, гости пьют его очень много. И, оказывается, прекрасно идет беседа, царит дружелюбная атмосфера. Понимаешь, что хорошее настроение приходит за стол не со спиртными напитками, как мы привыкли думать. После наших застолий с алкоголем, если даже и пьешь немного, появляется определенная тяжесть. А там я почувствовал какую-то приятную легкость. И подумал: может быть, нам кажется, что употребление спиртного во время приемов несколько сглаживает наши недостатки? А проводить “трезвые” приемы – это, наверное, удел людей, уверенных в себе и не нуждающихся в каких-либо ухищрениях… Вот, пожалуй, и все, что пришло мне на память в данный момент.
– Минтимер Шарипович, а какие образы и мысли возникают у вас при слове “чай”?
– Если скажу, что чай – это национальный напиток татар, то, думаю, со мной согласятся все мои соотечественники. И в нынешнее время, при изобилии разных напитков, чай остается основой татарского национального застолья. Мы иногда даже и не задумываемся над этим, но наши народные кулинарные изыски, выпечка и сладости – все они готовятся именно к чаю. Это уже стало нашей национальной традицией. Например, у нас к чаю обязателен чак-чак – сладкое блюдо из белой муки, меда, сливочного масла и яиц. По древнему обычаю, если у тебя есть все эти продукты в натуральном виде и ты можешь угостить гостей чак-чаком, как говорится, собственного производства, то ты достоин уважения. По традиции, на свадьбу родители как со стороны жениха, так и со стороны невесты готовили чак-чак. Когда эти красивые блюда выносили на стол и представляли гостям, то всегда называлось количество яиц, использованных при приготовлении чак-чака. Это был показатель состоятельности сторон. Эта традиция сохранилась и по сей день. Если, отправляясь в командировку, берешь с собой чак-чак, то питательный, добротный и быстрый завтрак тебе обеспечен: чай и чак-чак.
У нас, у татар, чай принято пить с молоком. Думаю, это не прихоть и даже не способ его охлаждения. Потому что чай имеет смысл пить только горячим. Лишь тогда можно почувствовать все оттенки восхитительного вкуса этого напитка. А пьют его, как правило, с цельным молоком, чтобы он был питательным. Я сам пью чай с молоком. Люблю пить с изюмом, кладу в чай чернослив. Пью без сахара, абсолютно без какой-либо причины мне как-то понравилось пить чай без сахара. Иногда с медом, когда не надо выходить на холодный воздух. Пью непременно с блюдца. Здесь тоже есть свои тонкости: ведь блюдце подается не для того, чтобы остудить чай, как считают многие, а для того, чтобы не обжечься. Удобно пить с глубокого блюдца, чай в нем не остывает и в то же время можно пить и наслаждаться не только его вкусом, но и ароматом.
Моя жена Сакина Шакировна – знаток чая. Сорт его всегда выбирает она. Сейчас, конечно, есть возможность выбора, но пьем мы обычно черный чай. Больше всего мне запомнился чай из Кении. Показалось, что он сильно отличается от остальных, у него нежный аромат и какой-то неповторимый вкус. Словами я этот вкус, пожалуй, выразить не смогу. Поэтому советую попробовать. Англия – одна из лучших стран-производителей качественного чая, там я попробовал несколько знаменитых его сортов. На мой взгляд, самый лучший английский чай получается все же из кенийского сырья. Я не слишком тонкий ценитель чая, нам раньше не до этого было. Только сейчас появилась возможность сравнивать. Но, несмотря ни на что, для меня самым вкусным на всю жизнь остался плиточный чай – чай моего детства.