Впервые в этом селе довелось побывать около трех лет назад, ранней зимой. Все вокруг было покрыто снегом, и три местных озера, давших название старинному поселению (есть сведения, что оно возникло более тысячи лет назад), походили на огромные пуховые подушки, прошитые тонкими мережками-тропинками. Еще тогда, в декабре, село Три Озера, бывшее поместье родовитых и многочисленных помещиков Молоствовых, показалось мне очень красивым, особенно летом. Подумала, что когда-нибудь обязательно приеду сюда еще раз.
Спустя три года
И вот за окном август 2004 года, я вновь еду в Три Озера. Белая “Волга” заместителя главы администрации Спасского района Юрия Диманова мчится по серой асфальтовой ленте. От райцентра всего-то километров семь-восемь, поэтому многие жители Трех Озер работают в Болгаре. Рейсовый автобус туда, правда, ходит не часто, но, как заверила председатель
Трехозерского совета местного самоуправления Нина Пырова, у многих сельчан имеются собственные машины.
С Ниной Викторовной мы встретились, как старые друзья. Дело в том, что во время первого посещения Трех Озер именно она, в ту пору в должности зама, была моим гидом по селу. Где мы тогда только не побывали: и в школе, и в детском садике, и в начинающей возрождаться церкви, и в гостях у многих ветеранов.
Первым делом она, пересевшая за это время из кресла зама в председательское, похвасталась новыми апартаментами, которыми Трехозерский СМС обзавелся в прошлом году, купив добротный дом у одного из местных предпринимателей.
Вроде небольшой срок – три года, а столько перемен в Трех Озерах. Заметно поубавилось количество жителей, на две сотни с хвостиком: кто уехал, кто умер. Все меньше учеников в местной средней школе: если в 2001 году их было около сотни, то нынче первого сентября за парты сядут только семьдесят. А школа добротная, просторная, поэтому в целях экономии бюджетных средств на днях под школьной крышей поселился и детский сад – всего пятнадцать ребятишек.
Некогда гремевший на весь район богатыми урожаями и ухоженным поголовьем крупного рогатого скота совхоз “Трех-озерский”, переродившийся в годы перестройки в СХПК с таким же названием, не так давно приказал долго жить. Этому факту, впрочем, никто не удивился, потому что изначально было ясно, что подобные новообразования чужды российскому селу. Теперь на базе СХПК в Трех Озерах образовались два крестьянских фермерских хозяйства. Одно из них с ярко выраженным зерновым направлением называется “Три Озера”. На днях его возглавила Наталья Терпигорева, сменив на этом посту супруга Сергея, ставшего начальником сельхозуправления Спасского района. Вторым КФХ, животноводческого направления, руководит Акоп Багдасарян, название у хозяйства армянское – “Хачик”.
Если храм возрождается – появляется надежда
Сквозь приспущенные ярко-синие шторы на окнах видна густо заросшая травой лужайка у кромки воды. Взор цепляется за стоящий дальше на берегу самого большого из трех озер – Атаманского храм, построенный еще в XVIII веке, с новым, поблескивающим на солнце куполом.
Не без гордости Нина Викторовна сообщает, что купол появился нынешней весной с легкой руки одного тольяттинского предпринимателя, мать которого родом из Трех Озер. При установке его пришлось помудрствовать с кирпичной кладкой, которую долго разбивали, чтобы “усадить” купол на место. Кладка оказалось на удивление прочной. Это от того, говорят, что предки замешивали раствор на яйцах.
В день установки купола неожиданно разбуянился ветер, крест на маковке накренился, и мастера долго выправляли его вручную. Все село с замиранием следило за их акробатическими кульбитами на многометровой высоте, но обошлось без “ЧП”. Теперь строители озабочены восстановлением фундамента, в планах обшивка кирпичом всего фасада церкви. Восстановление церкви, да еще такой большой, как в Трех Озерах, дело непростое – дорогое и длительное, на года и десятилетия. Но жители рады и неспешным переменам, ведь издавна благополучие церкви на Руси отождествлялось с благополучием села и его жителей.
Нас спасет доброта
На улице Садовой осталось всего два дома. В одном из них живет инвалид Владимир Петряев. Его хорошо знают не только в родном селе, но и во всем Спасском районе, а то и за его пределами. Например, француз Анатоль Глухофф (а в прошлом просто Толька Глухов) время от времени звонит другу юности Вовке Петряеву из Франции. Известный ульяновский поэт Николай Марянин, изредка приезжающий в родное село, обязательно наведывается в гости. Петряев для Трех Озер стал легендой, и неспроста. Тяжелая болезнь в 15 лет приковала парня к постели. Мечта об учебе в институте так и осталась мечтой. Но Владимир не сдался. Он организовал в родном селе вокально-инструментальный ансамбль “Славяне”, который в нынешнем августе отметил 31-ю годовщину своего существования. На праздник съехалась масса народа. Клуб был заполнен так, что люди стояли на улице и с упоением слушали, как на сцене выступали повзрослевшие дети первых “Славян”…
Рассказываю так подробно потому, что Владимир Петряев показал видеофильм об этом событии… Не выдержала, подошла к микрофону благодарная зрительница, жительница Урала, и сказала, что еще нигде подобного не видела, и как здорово, что есть в Трех Озерах такой замечательный очаг культуры и такой человек, как Владимир Петряев.
…Деревянное, шаткое крылечко уже скрипело под ногами, но хозяин не спешил открывать дверь, потому что она всегда открыта. У стены прислонена инвалидная коляска – Владимиру Яковлевичу она уже не по силам. Ноги давно отказались служить хозяину, теперь вот слабеют руки… Чтобы не быть совсем уж беспомощным, Петряев придумал, а друзья воплотили в жизнь новое средство передвижения по дому – радиоуправляемое.
Еще одна новация, которой не было у Петряева при нашей первой встрече, – компьютер. Владимир Яковлевич бережно нажимает кнопки клавиатуры, водит курсором по монитору:
– Давно занимаюсь радиолюбительством. Смотрите, здесь я установил музыкальные программы, здесь создал дополнительные папки. Первого сентября, когда в школе начнутся занятия, буду ребятам все прямо на компьютере показывать. И музыку можно слушать, и слайды просматривать, и фильмы.
Вот уже много лет Владимир Петряев является руководителем филиала Болгарской школы искусств в Трех Озерах, учит музыке детей.
– А в Интернет заходили, а электронная почта у вас какая? – нетерпеливо перебила я Петряева. Он растерянно улыбнулся и сказал, что для Интернета нужен модем, денег на него не хватило…
Я услышала, как за моей спиной вздохнул молчавший до этого заместитель главы администрации района Юрий Диманов, впервые оказавшийся в доме Петряева. Повернулась к нему, но он опередил мой вопрос и тихо, Петряев не услышал, произнес: “Я взял на заметку…”
Неожиданно зазвонил и сразу заговорил телефон – трубку не надо подносить к уху. Этот оригинальный аппарат подарили Петряеву друзья. А звонил Алексей Комягин – тоже инвалид из Трех Озер.
– Мы с ним устраиваем настоящие конференции по телефону, – улыбнулся Владимир Яковлевич. – Леша замечательный, талантливый парень, жаль, больше десяти лет после тяжелой травмы позвоночника прикован к постели. Алексей Иванович отлично разбирается в компьютерах, учит меня. Кстати, увлекается астрономией, пишет статьи в журнал “Звездочет”.
Мы уходили от Петряева в особом, одухотворенном настроении. Так бывает после встреч с интересными, сильными личностями. Заметьте, он ничего не просил и абсолютно ни на что не жаловался.
Послесловие
На днях (всего три дня прошло после поездки в Три Озера) мне домой, в Казань, позвонил из Трех Озер Владимир Петряев. Голос у него был звонкий, он буквально захлебывался от радости:
– А вы знаете, не успели вы уехать, как мне привезли модем и подключили Интернет! Я уже зашел туда и попробовал почитать статьи по радиолюбительству. Я так счастлив! Скоро у меня будет электронная почта, и я вам напишу письмо.
…Набираю номер Диманова в Болгаре: “Юрий Иванович, быстро вы сработали, молодец!”