Прикосновение к истории
Мы углубляемся в лесную чащу, упрямо карабкаясь по крутым глинистым склонам оврага. Нетронутый уголок.
Над лесом солнечно, а здесь, в его глубине, сумрачно и сыро. Мы ищем следы обитания древних людей, живших в этих местах на берегу Волги у села Бессоново около ста тысяч лет назад.
Овраг уходит вверх террасами, густо переплетенными сухими сучьями и причудливыми корнями. По бокам и под ногами белеют острые камни. Пробираться наверх все труднее. Липнет к обуви шелковистая зеленовато-серая глина.
Вдруг справа на берегу, где змейкой вьется кабанья тропа, возникает огромная странная тень, раздается резкий хруст сломанной ветки. Инстинктивно выхватываю из ила под ногами первый попавшийся камень и замахиваюсь на тень. Она исчезает так же неожиданно, как и появилась. Метнувшийся в кусты кабан, бредущий к воде лось или пролетевшая низко птица?
Успокоившись, разглядываю камень в руке: напоминает по форме древний топор. Полузакоптелый, заостренный с одной стороны. Удобно держать. Рубило? Возможно, именно на этом месте десятки тысяч лет назад стоял неандерталец, как и я, готовый к отражению опасности. Он и “подсказал” мне, какой камень хватать и тем самым “рассекретил” место стоянки, которое мы долго не могли обнаружить. В подтверждение этого предположения рядом с моими подопечными мы нашли кость животного. Судя по прежним находкам, в этих местах водились в те давние времена дикие лошади, носороги, зубры.
Запомнилось чувство защищенности, которое придал зажатый в руке камень, наверное, что-то подобное испытывал и древний человек. Память о нем каменное орудие пронесло через многие тысячелетия.
Одуванчик из далекого прошлого
На раскопках древнего городища из-под щетки на земляном полу вдруг проявился непонятный узорчатый отпечаток.
– Похоже на след засохшего букетика одуванчиков, – объяснял опытный археолог. – Однажды встречал похожее. Подтверждает по-своему версию о внезапном нападении врагов на город. Девушка возвращалась с луга домой и была застигнута врасплох. А может, эти ранние цветы подарил ей парень… Да, история – вещь суровая.
Мне вспомнился этот случай позже, в конце сентября, когда я вновь побывал на месте раскопок. Проходя мимо незасыпанной ямы, я вдруг разглядел на ее глинистом дне, там, где был обнаружен след букета, золотистый веселый цветок одуванчика. Я замер. Неужели проросло семечко, пролежавшее в земле почти восемьсот лет? Оно ожило, согретое теплом бабьего лета?
Наверное, все-таки ветром занесло сверху. И все же это выглядело чудом. Не было в ту минуту на земле красивее цветка, чем этот одуванчик, беспечно расцветший накануне осенних холодов.
Загадочная буква
Перебирая серые старые камни на Богдашкинском городище, лежавшие грудой около раскопанного гончарного горна, я обратил внимание на один из них. На его обратной стороне просматривался выпуклый отпечаток славянской буквы “Р” – “рцы”. Откуда она взялась? Ведь известно, что у булгар с десятого века была арабская письменность. Объяснений может быть несколько.
С нее могло начинаться имя мастера. Возможно, это первая буква от названия “Русь”, откуда был родом гончар. А что если он был пленником у булгар и это послание на родину – весточка о себе? И если пленников было немало, и им каким-то образом все же удалось сообщить о себе, тогда становится ясной еще одна причина стремительного похода князя Святослава в 1220 году на булгарский город Ошель, помимо основной, – грабежа. Святослав шел на выручку пленников!
Интересно, что первоначально гончаров на Руси называли “горнчарами”, но позже буква “р” выпала, вероятно, из-за труднопроизносимости слова. Название буквы означало: говори, произноси. В кириллице за ней шли буквы “с” и “т”. Из названий этих трех букв складывалась фраза: “рцы слово твердо”. То есть: “произноси слово твердо”! Иначе потеряешь букву и заставишь потомков ломать голову еще над одной загадкой…
Македонский в Тетюшах?
Биография великого полководца древности досконально изучена, как и маршрут его знаменитого похода на Восток. Естественно, наш город нигде в записях не упоминается.
В то время (IV век до н.э.) в крае жили племена ананьинцев. О них было известно Геродоту, который называл их тиссагетами, – первое дошедшее до нас историческое название племен, живших в крае. Он описывал торговый путь между Северным Причерноморьем, где процветали древнегреческие колонии Ольвия, Херсонес, Боспор, и Южным Уралом. Этот путь проходил через Среднее Поволжье (Волгу Геродот называл рекой Ра), и о нем Александр Македонский не мог не знать. Географию, как и историю, он знал прекрасно, в его войске были топографы, которым он поручал исследовать берега морей и рек. Каспийское море полководцу не понравилось, он называл его “стоячей водой”, “болотом” (может, потому, что вообще не любил моря, так как не умел плавать?).
Исследователи или разведчики наверняка доходили до устья Волги, а возможно, и поднимались по ней. От них пошли слухи о всесильном, непобедимом Александре Двурогом дальше вверх. И могли достигнуть ананьинцев. Не исключено, что кто-то из местных торговцев видел войско знаменитого полководца или даже его самого в Гиркании. Есть же в летописи упоминание, что город Ошель основан Македонским. На пустом месте такие слухи не возникают.
Как-то на берегу Волги у тютюшской пристани я нашел наконечник ананьинской стрелы. Не верилось, что “вживую” прикасаюсь ко времени Александра Македонского.
Храм Укоризны
В полуразрушенную церковь в селе Красная Поляна мы с ребятами забрели случайно. Обычная, к сожалению, картина: буйство бурьяна, вывалившиеся кирпичи, отвалившаяся штукатурка…
– Смотрите, святые! – удивленно произнес один из мальчишек.
Мы подняли головы. Сверху, сквозь грязь и пыль, на нас печально взирали с фресок лики святых. Даже цвета просматривались.
Мы долго стояли молча в тишине, которую нарушали только каркающие над крышей вороны, напуганные нашим появлением.
Позже выяснили, что Успенская церковь была построена еще в середине XVIII века на средства местного помещика Кудрявцева. Позднее не раз ремонтировалась и расширялась. Типичное культовое сооружение в стиле барокко: апсида в форме трехлопастной арки, трехъярусная колокольня, арочные окна с массивными наличниками; на главках – ажурные кресты.
Помню на вопрос: будут ли восстанавливаться такие церкви? – настоятель Троицкого собора в Тетюшах отец Валентин ответил, что проблема не только в материальных затратах. Главное – восстановить храм в душах людей. Сами же жители растаскивают кирпичи, доски, устраивают рядом свалки, пасут коз. Никого не беспокоит, что церкви заросли крапивой, чертополохом… Действительно, надо с души начать.
А село Красная Поляна когда-то богатым было. В начале прошлого века являлось центром волости, в котором проживало более полутора тысяч человек. Бывший житель села В.Карасев рассказывал, что до революции рядом с помещичьей усадьбой располагалось живописное озеро. На берегу были аллеи, сад, оранжереи, цветники. У Карасева сохранилась фотография, на которой барышни в шляпах и кавалеры в цилиндрах катаются на лодках по озеру, а вдали плавают лебеди.
Последний хозяин усадьбы, помещик Сверчков, по рассказам, был героем Русско-японской войны, вернулся в чине подпоручика. Запомнился жителям случай, когда он помог ослепшему пожилому крестьянину: дом построил, корову дал.
Все переменилось после революции. Вырубили аллеи, сады, разрушили особняк, перепахали озеро. От процветавшего некогда села остались лишь несколько изб да остов Успенской церкви. В сумерках она напоминает стоящую на коленях старуху в черном, воздевшую в мольбе сухие руки к небесам.
Распутин на велосипеде
Этот рассказ я слышал в детства от бабушки. В молодости она работала в прислугах у местной помещицы. Та любила работящую девушку, обещала помочь в будущем устроиться в Казани, где у нее жила родственница.
И вот однажды в гости к помещице пожаловал сам Григорий Распутин. Ехал по улице на велосипеде, горстями бросал конфеты местной детворе, бегущей следом.
– Странный был, – рассказывала бабушка. – Большой лоб закрывали длинные космы, нос в оспинках выступал вперед. Лицо морщинистое, загорелое. Борода свалявшаяся, словно старая овчина. На правом глазу – желтое пятно. Мрачный, нелюдимый. Улыбка лукавая. Взгляд его не каждый мог выдержать. Он им коней останавливал, хворь излечивал, кровь заговаривал. Молодухе одной, что неприветливо встретила его, нагнал кошек со всего села, и визжали они всю ноченьку под ее окнами. Кошки постоянно увивались около него. Еще погулять любил. Пиво домашнее больно понравилось ему. Костюм на нем был засаленный, руки длинные торчали из рукавов, будто сучки корявые…
“Надо же, бабка сочиняет, – думалось мне тогда. – Где Распутин и Петербург, а где село наше…”
Но прошло время, и я по-другому стал воспринимать бабушкин рассказ.
Оказалось, она дала точное описание внешности и поведения Распутина. Откуда неграмотная бабушка могла узнать о нем? Неужели и впрямь пресловутый старец наведывался к ее хозяйке?
Эта догадка подтверждается и тем, что, оказывается, Распутин бывал в Казани у миллионерши Башмаковой в те годы, когда бабушка работала служанкой, – в 1903-1906 годах. У Башмаковой, по некоторым сведениям, была родственница в Свияжском уезде, к которому тогда относилось наше село. (Сейчас это Кайбицкий район). По описаниям бабушки ее хозяйка была привлекательной наружности и вполне могла заинтересовать вездесущего казанову Распутина. Башмакова имела бурный характер, схожий с ее родственницей, которая выгнала, например, своего мужа. Известно также, что позднее Башмакова приезжала на тройке с бубенцами в село Покровское в Сибирь к Григорию с подарками. В последний приезд переколотила зонтиком все стекла в его избе, вызывая “очистителя от грехов”. Разгневанный старец избил опостылевшую ему дворянку, и та удалилась ни с чем восвояси. А его уже ждала крутая дорога в Петербург…
До глубокой старости бабушка сохранила прекрасную память. Ее оценки людей всегда были лаконичны и точны – она знала толк в словах. …Да, мы не всегда это замечаем, но история проходит через каждого из нас.
Учитель, археолог, этнограф
В детстве мы с приятелем иногда летним вечером любили забираться в глубокую яму за селом рядом с небольшим лесом. Звезды из нее казались ярче и ближе. Глубина ее была около четырех метров. Правильной круглой формы. Мы считали, что она образовалась после приземления инопланетян или, на худой конец, после падения метеорита.
Истина открылась гораздо позже, в студенчестве, и раскрыть ее помог полузабытый в то время татарский историк Гайнетдин Ахмеров. Изучив ямы и курганы рядом с ними на территории Свияжского уезда, он пришел к выводу, что курганы – это захоронения; землю для них брали рядом, отчего и появились глубокие ямы. Проведенные позже раскопки выявили захоронения абашевцев (середина II тысячелетия до н.э.), кочевых скотоводческих племен. В тех же местах Ахмеров записал у местных жителей предание, что там останавливалась армия Ивана Грозного, – отсюда название крайнего к лесу села Победа (сейчас в Кайбицком районе). А обедал царь в селе Подберезье, в трех верстах от Победы.
Ахмеров несколько лет работал в Тетюшах в русско-татарской школе. Именно здесь всерьез увлекся исследованиями. Среди его работ – “История Булгарии”, “История Казани”, “О языке и народности мишарей”, “Свадебные обряды казанских татар”. Исследовал городище Япанчино на реке Кубне, открыл и изучал городище Сувар, чем очень гордился. В Тетюшском уезде впервые отметил Пролейкашинский курган, урюмское кладбище с надгробиями, Больше-Атрясское кладбище. Считал, что на месте Атрясей был большой город. Первым из ученых осмотрел и изучал Богдашкинское городище.
Заслуги Г.Ахмерова были в то время признаны: его избрали членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Обществом, в частности, была выражена благодарность ученому за исследования в Тетюшском уезде.
В чем причины забвения Ахмерова? До недавнего времени о нем мало что было известно. В советский период многими фактически отрицалось значение результатов исследований “буржуазных ученых”. Ахмеров достаточно критически относился к русским летописям, трудам европейских ученых о Российской империи. Многих не устраивала самостоятельность его суждений, “отпугивала” энциклопедичность знаний, широта научных исследований. Тем более что был он “обыкновенный” учитель.
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения ученого. Его жизнь и деятельность стали предметом исследования многих публикаций в печати. И имя Гайнетдина Ахмерова, к счастью, вернулось из забытья.
Еще раз убеждаешься, что время все расставляет по своим местам.
Юрий МЫШЕВ.
Тетюши.