Новая история Старого Ибрайкина

Язык не поворачивается назвать Старое Ибрайкино селом – по всем параметрам это если не город, то маленький городок.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Язык не поворачивается назвать Старое Ибрайкино селом – по всем параметрам это если не город, то маленький городок. В нем проживают свыше двух тысяч человек, а учащихся в местной средней школе набирается три с лишним сотни. Улицы покрыты асфальтом или добротным щебнем, и по ним то и дело проносятся легковые машины, только успевай отбегать в сторону. Жаль, тротуары, как в городе, не предусмотрены…


В весенне-осенний период жителям Старого Ибрайкина, однако, все равно приходится надевать резиновые сапоги. Но не сомневайтесь, пара модных туфель непременно отложена на случай какого-нибудь торжества в гардеробе любого местного механизатора или доярки. И когда разоденется молодежь на какой-нибудь праздник – нипочем не отличишь сельчан от городских сверстников.


Дома тут тоже добротные и просторные. У каждого есть и телевизор, и холодильник, у многих машины, кое-кто владеет и импортными стиральными машинами, которые сами все делают – только клади белье под утюг. И вообще, во всем здесь ощущаются степенность и основательность. Такой же степенностью, уверенностью отличаются и жители этого крупного поселения, основанного в первой половине XVII века.


Здесь дух татарский…

Старое Ибрайкино получило свое название, как полагают местные краеведы, по имени его первопоселенца старика Ибрая.


Весьма интересны в краеведческом плане “взаимоотношения” Старого Ибрайкина и Нового Ибрайкина. Эти села расположены по соседству, но, несмотря на явное сходство названий, тем не менее “родственными” отношениями никак не связаны. В давние времена существовали в здешних местах два крепких татарских селения – Чентрель и Ибрайкино (или Ибраево). Ездить в далекую нерусскую глубинку царским чиновникам было лень, да и боязно. Поэтому есть предположение, что из-за их нерадивости и произошла путаница с названиями – Чентрель тоже назвали Ибрайкино. И чтобы уж как-то друг от друга их отличить, к ним добавили прилагательные Новое и Старое. До 1862 года последнее считалось волостным центром, и даже само Аксубаево (небольшое в ту пору сельцо) входило в состав Староибрайкинской волости.


Люди с характером

Со времен Казанского ханства на территории нынешнего Аксубаевского района в большом числе проживали ясачные крестьяне – черный люд, феодально зависимое население. К ясачным принадлежало почти полностью нерусское население Казанского ханства – чуваши, мордва, удмурты, мари, а также многие татары. Ясачные крестьяне жили общинами, состоящими из ряда поселков. Общины совместно решали свои дела на собрании или сходе. В каждой общине имелся определенный центр, название которого впоследствии перешло на волостные центры. В Аксубаевском районе (во времена Казанского ханства он входил в Ногайскую даругу) таким центром стало Старое Ибрайкино. В каждом волостном центре полагалась церковь. Намеревались возвести ее и в Старом Ибрайкине, но неожиданно воспротивилось (и очень мощно) местное население. И волостной центр вскоре “переехал” в Аксубаево.


Лучшие в районе по молоку

Утро у председателя Староибрайкинского совета местного самоуправления Исмагила Исхакова начинается рано. Еще восьми часов нет, а на крылечке здания совета уже толпится народ. Кто за чем идет в сельсовет (так по старой памяти во многих деревнях величают совет местного самоуправления) – кто справку получить, кто крышу починить,кто просто разузнать местные новости.


Исмагил Валиахметович родился в Старом Ибрайкине, окончил здесь школу, работал в колхозе бригадиром, заведовал фермой. А с 2000 года возглавил совет местного самоуправления. Откровенно признается, что работа хлопотная и вроде даже не совсем по его характеру, – сюда бы подошел человек, по его словам, более расторопный, энергичный да общительный. Но Староибрайкинский СМС в районе на хорошем счету, а в некоторых вопросах так и вовсе на передовых позициях. Например, по сбору молока у населения.


Вот и в тот день, когда мы приехали в Старое Ибрайкино, Исмагил Исхаков как раз вернулся из райцентра, где ему как председателю СМС вручили премию за лучшую в районе организацию сбора молока. Между прочим, хороших пастбищ близ села нет – кругом овраги, так что кормить скот приходится покупным фуражом. Тем не менее надои тут хорошие.


К нефтяникам отношение уважительное

Мирный деревенский пейзаж в здешних окрестностях нарушили лет десять назад нефтяники – пробурили скважины, понаставили качалок. С 1996 года работает НГДУ РИТЭК – в Старом Ибрийкине у нефтяников база с техническими складами, контора, оздоровительный комплекс.


Сельчане с нефтяниками большой дружбы не водят – каждый живет сам по себе. И все же польза, и не малая, от нефтяников есть. Вот дорогу проложили до Старого Тимошкина. И по самому селу от “пожарки” до правления дорогу уложили плитами.


Коренные жители села к нефтяникам относятся хоть и уважительно, но холодно. Говорят: “Они богатые, а мы бедные… Все поля нам истоптали, земли становится все меньше и меньше. Через несколько лет вовсе сеять будет негде…”


Нефтяники же молча и сосредоточенно делают свое дело – качают нефть из недр. И никуда староибрайкинцам от этого не деться. А ведь как радовались поначалу, когда узнали, что их земли богаты “черным золотом”…


Был другом Гатину Муса Джалиль

Первый колхоз в Старом Ибрайкине был образован в 1928 году. Его назвали “Татарстан”. Хоть и был в ту пору Вализян Газизович Галимов пацаном двенадцати лет от роду, но хорошо помнит начало колхозных баталий. Большая семья Галимовых (отец был инвалидом Первой мировой войны), в которой росло пятеро детей, не сразу вошла в колхоз. В то время в Старое Ибрайкино прибыл первый трактор – знаменитый “Фордзон”.


…Вализян Газизович сидел в старом кресле, которое родные заботливо вынесли во двор возле дома. Тут мы и разговорились с одним из старейших жителей Старого Ибрайкина, который скоро отметит свое 90-летие.


Окончив семилетнюю школу, Вализян работал в колхозе конюхом – в ту пору в Старом Ибрайкине была большая конюшня. В 1936 году его призвали в армию. Учился на курсах политсостава при Курском военном училище. Едва началась война, курсы эвакуировали в Мензелинск. И здесь судьба свела его с будущим Героем Советского Союза Мусой Джалилем.


– Я его хорошо помню, – вспоминает Вализян Галимов. – Обычный был человек, ничем особенным не отличался. Разве что очень добрый, всегда всем помогал. Жили мы в общежитии, в одной комнате нас было 18 человек. Муса был хорошим организатором, любителем художественной самодеятельности. В каждом концерте участвовал. Мы бы крепче подружились с Мусой, но война все решила по-своему. Джалиль совершил подвиг и геройски погиб, а я попал на Ленинградский фронт. В мае 1945 года война для меня не закончилась. В звании майора отбыл на Дальний Восток, где началась война с Японией. До 1952 года я оставался в Китае, в Харбине. Кстати, там со мной была и моя жена Хатима.


Хатима-апа по сей день вместе с мужем. Как всегда, скромная, работящая и послушная – настоящая мусульманская женщина. Вализян Газизович немного устал, вспоминая далекое прошлое, да и солнышко скрылось за тучи. Перебрались в дом. По просьбе супруга Хатима-апа достала откуда-то из-под шкафа старый чемодан со сломанным замком – из Китая привез. В нем Вализян-абый хранит свои реликвии, старые документы, газетные вырезки. Долго их перебирал…


“Нур” собирается светить ярко

В разгар постперестроечной сумятицы, когда многие колхозы стали хиреть и умирать, в Старом Ибрайкине решили, пока еще не все потеряно, создать на базе бывшего колхоза “Татарстан” новое хозяйство – КП “Нур”. Это случилось в 1996 году, и первым его руководителем стал Рифгат Нургаязов. Помнится, кто-то тогда пошутил: мол, по велению судьбы первый слог фамилии директора совпал с названием КП. Четыре года назад его сменил Хамзя Ахметсафин, коренной житель Старого Ибрайкина.


Его все зовут новатором. Едва Хамзю Харисовича избрали на пост руководителя “Нура”, как он тут же стал говорить о необходимости закупить элитные семена. Сам поехал за ними в Казань. Урожай вырос на славу. Теперь за этими семенами едут в ” Нур” со всей округи…


Колхоз в Старом Ибрайкине всегда считался передовым. Здесь трудятся около 400 человек. Нередко в КП “Нур” проходят всевозможные выездные семинары как районного, так и республиканского значения. Например, в прошлом году сюда съехались представители передовых хозяйств республики, чтобы изучить опыт староибрайкинцев по заготовке кормов. С недавних пор на полях “Нура” появились разбросанные тут и там необычные белые бочки. Конечно, не пивные. Это были упакованные особым способом зеленые корма для скота – удобно, аккуратно, качественно. В 2002 году здесь был приобретен один рулонный пресс, а в 2003 году – целый комплекс с еще одним подобным прессом, который способен прессовать не только сено, но и сенаж с большой степенью влажности. Этот комплекс приобрели у изготовителей в Перми, а пусконаладочные работы прошли прямо на месте, в Старом Ибрайкине. Благодаря этому ноу-хау удалось заготовить 12 354 тонны кормов, из которых три четверти пошло на нужды КП, остальное досталось населению.


Полвека вместе… за одной партой

Невозможно пройти мимо утопающего в цветах и зелени уютного домика учителей Вазыха и Раисы Гатиных. В Старом Ибрайкине их каждый хорошо знает. Еще бы не знать – все село, почитай, у них училось. Среди именитых учеников Вазых-абыя – профессор медицины Якуп Ибрагимов. Как только приезжает на родину из Казани, непременно заходит в гости к дорогому учителю.


…В далеком 1952 году в Старое Ибрайкино приехала по распределению молоденькая выпускница Казанского учительского института. Местные жители смотрели на нее с уважением – еще бы, в деревне появился первый специалист с высшим образованием. Да, много воды утекло с тех пор. Сейчас людей, имеющих высшее образование, здесь очень много. Учительница Раиса-апа сразу же включилась в общественную жизнь села. Коллеги отметили ее умение общаться, ладить с людьми. Раисе нередко поручали выступать перед односельчанами. Молодая учительница нестандартно подходила к подготовке своих докладов. Она ходила по селу от двора ко двору, расспрашивала о жизни, проблемах. Поэтому ее выступления с трибуны всегда отличались живыми примерами из жизни, искренностью, всем были понятны и близки.


Умная, красивая приезжая девушка сразу же привлекла внимание местных парней. А более других на Раису поглядывал молодой учитель труда Вазых Гатин.


– С Вазыхом мы долгое время были просто друзьями, – вспоминает Раиса Тагировна, – я даже рассказывала ему про своих женихов, с которыми вместе училась в Казани и которые писали мне письма в Старое Ибрайкино. Советовалась, кто из них лучше, кого выбрать. Помню, приезжали ко мне свататься. А я отказала… Но когда через некоторое время предложение сделал Вазых, согласилась. Все учителя гуляли на нашей свадьбе, она получилась очень веселой.


Спустя пятьдесят лет, в декабре 2003 года, Раиса Тагировна и Вазых Хафизович Гатины справили еще одну свадьбу – золотую.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще