Великий бунтарь

Мухамметгаяз Гилязетдинович Исхаков родился в селе Кутлушкино (татарское название Яуширма) Чистопольского уезда Казанской губернии.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Мухамметгаяз Гилязетдинович Исхаков родился в селе Кутлушкино (татарское название Яуширма) Чистопольского уезда Казанской губернии. В 1905-1907 гг. он становится одним из лидеров татарских эсеров – “тангистов”. В эти и последующие годы Исхаки неоднократно подвергался арестам, находился в ссылках. После Октябрьской революции, опасаясь неизбежного ареста, он эмигрирует и живет сначала в Китае, Франции, потом в Германии, Польше и наконец прочно оседает в Турции.


В эти беспокойные годы Гаяз Исхаки издавал и редактировал газеты и журналы “Тан юлдузы”, “Тавыш”, “Иль”, “Сюз”, “Безнен иль”, “Милли юл”, “Янга милли юл”, “Милли байрак”. Он является автором около 60 произведений, одно из программных – просветительская антиутопия “Исчезновение через 200 лет” (1902-1904) об угрозе исчезновения татар с исторической арены из-за отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни. Наиболее известны его романы и повести “Нищая девушка”, “Жизнь ли это?”, “Мулла бабай”, “Тюрьма”, “Суннатчи бабай”, “Остазбике”, “Он был еще не женат”, “Мудрец Лукман”, “Домой”, “Осень”.


Гаяз Исхаки – один из основоположников татарской драматургии. Его перу принадлежат такие комедии и трагедии, как “Жизнь с тремя женами”, “Учитель”, “Брачный договор”, “Борьба”, “Светопреставление”, “Зулейха”, “Среди волн” и другие.


Проблемам государственности, национальному вопросу посвящен его исторический труд “Волга-Урал” (“Идель-Урал”). Он не просто мечтал – выдвигал конкретные планы создания конфедерации поволжских народов.


Музей строили всем миром

Вряд ли Гаяз Исхаки полагал, что потомки сполна воздадут ему за перенесенные лишения, что будут чтить и цитировать его запретные некогда труды, составлять родословную бывшего врага народа и трепетно собирать домашнюю утварь и одежду, которой пользовалась семья Исхаки.


Решение открыть в Кутлушкине музей Гаяза Исхаки поступило из Казани. Случилось это в 1992 году, как раз к тому времени профессор Ибрагим Нуруллин, первым из татарских земляков Исхаки, побывал на его могиле в Стамбуле и привез оттуда горсть земли. Эта горсть стала начальным экспонатом нового музея.


Музей Гаяза Исхаки в Кутлушкине. В Кутлушкине, правда, и раньше в местной школе действовал небольшой музейный уголок, посвященный Исхаки. Но хотелось чего-то более весомого и существенного, чтобы не стыдно было привозить высоких гостей.


И вот в Чистопольский край прибыла делегация казанских специалистов и чиновников, среди которых был и вице-премьер Ильгиз Хайруллин. Присмотрели пустующий, неплохо сохранившийся двухэтажный дом, в котором в начале века проживала с мужем Сайфутдином сестра Исхаки Фарида-бану. С ней Гаяз был особенно дружен, не раз останавливался в ее доме. Родительский же дом, где жили его отец – мулла Гилязетдин и мать Комария с детьми (всего их родилось одиннадцать, но взрослыми стали только пять), не сохранился. Выбор здания под будущий музей одобрил и занимавший в ту пору должность председателя Кутлушкинского сельсовета Наиль Вагизович Агзамов, впоследствии ставший директором музея Гаяза Исхаки.


Бывший купеческий дом тщательно отреставрировали. В советские времена его использовали то под библиотеку, то под магазин, то под сельсовет, а последние десять лет дом стоял заброшенный и никому не нужный. Между тем строился он почти сто лет назад с особой старательностью, кладка была фигурной, добротный кирпич купец Сайфутдин возил издалека. Человек он был зажиточный и уважаемый, строил с толком и с душой. Правда, этот каменный дом Сайфутдину скоро разонравился. И он велел построить рядом другой, деревянный. И жил в нем. Но тот дом не сохранился.


Для восстановления выбранного под музей здания, различных надворных хозпостроек (причем все должно быть натуральным, если баня – то в рабочем состоянии, если сеновал – то с пахучим сеном) потребовалось немало средств. Возрождением по полной программе занялось ремонтно-реставрационное управление Министерства культуры РТ. Сил приложили немало – только шпаклевать пришлось дважды, а сколько красить, белить, мудрить с кирпичной кладкой!


Естественно, скудный бюджет Кутлушкинского совета местного самоуправления не имел и сотой доли нужных финансовых средств, поэтому основную спонсорскую помощь новому музею оказали предприятия Чистополя. Всего 35 организаций помогали восстанавливать музей Г.Исхаки: кто забор соорудил, кто фонари поставил, кто дорожки выложил асфальтом, кто беседку выстроил, кто сарай сложил, кто сено завез. Одним словом, с миру по нитке – вышло одеяло. Да еще какое!


В Кутлушкино на торжественное открытие музея приехало много гостей, прибыл даже Президент РТ М.Ш. Шаймиев с подарком – большим красочным портретом Гаяза Исхаки.


В деревне то было Кутлушкино (то бишь в Яуширме)

Сначала я вдоволь налюбовалась домом купца Сайфутдина снаружи – таким игрушечно чистеньким, аккуратным, каких в жизни не бывает. А может, не бывает теперь, а раньше были. Потому что раньше иначе строили. На первом этаже дома, как и было положено в то время, купец открыл лавку, на втором поселился сам с семьей.


С некоторым волнением открыла тяжелую кованую дверь (говорят, она сохранилась практически в первозданном виде) и испуганно попятилась назад: за прилавком старинной лавки стоял молодой парень в татарской национальной одежде. Оказалось, не настоящий, а всего лишь кукла, но сделанная мастерски и похожа на старшего сына купца Сайфутдина Хайрахмана. Именно он выполнял здесь функции продавца в далеком 1910 году, когда отец выстроил этот дом, чтобы зажить в нем со своей новой молодой женой Фаридой (прежняя умерла).


Что бы такое в лавке купить? Может, свечей стеариновых или ланолино-глицеринового мыла от купцов Крестовниковых, или восточной халвы в железной коробке, или уж сразу самовар да старинный утюг на углях? Товары в лавке не камуфляжные, настоящие, начала ХХ века. Их доставили сюда из музеев Казани, Чистополя, собрали у жителей окрестных сел. Быть гидом по музею в тот день досталось его директору Наилю Вагизовичу Агзамову, а настоящий гид – научный сотрудник музея и учительница татарского языка местной школы Лилия Марселевна Фасхетдинова – была в отъезде.


Семья Гаяза Исхаки изображена на большой, во всю стену, картине на фоне родного села: строгая, усталая Комария – мать, затем сам Гаяз (Мухамметгаяз) – старший сын, похожая на мать, с серьезным выражением лица сестра Гайнельмарзия, брат Ахметхан, еще одна сестра Фарида, наконец, младшая – Халима. Никто не знает, как выглядел отец семейства Гилязетдин. Мулла по законам ислама не имел права на какое-либо изображение. По-разному сложились судьбы этих людей. Гайнельмарзия после того, как старший брат эмигрировал из России, 14 месяцев отсидела в Чистопольской тюрьме. Потом она уехала в Ташкент, забрав с собой мать. До сих пор в Ташкенте живет дочь Гайнельмарзии Сююмбике. Кстати, именно Сююмбике-апа передала в дар музею очень красивое старинное платье своей матери, посуду, которой та пользовалась.


Фарида-бану после смерти мужа Сайфутдина вышла замуж за революционера-большевика Гаяза Садыкова. Она похоронена в Чистополе, здесь до сих пор живет ее дочь Галия Сайфутдиновна. Самой печальной оказалась судьба Ахметхана. Он получил образование педагога, но, преследуемый большевиками из-за брата, не выдержал психологических пыток и покончил с собой. Уехала в Ташкент и младшая из сестер Халима, там же она и похоронена.


Ключ от тюремной камеры

Отец Гаяза Исхаки родом из Черемшанского района, приехал в Яуширму работать муллой в 1873 году. В том же году женился (Комария родом из Муслюмкино). Мухамметгаяз Исхаки родился 22 февраля 1878 года. Отец хотел сделать сына муллой. Три года Гаяз учился в медресе в Чистополе. Еще четыре года проучился в Казани в медресе, затем сам там учительствовал. Наконец, по собственной инициативе поступил в Татарскую школу учителей, которую окончил в 1902 году. Кстати, там Исхаки познакомился и подружился с известным революционером Хусаином Ямашевым. Правда, затем друзья разошлись по идейным соображениям, ведь Ямашев, как известно, был большевиком, а Исхаки – эсером, да еще с очень большими национальными претензиями. После учебы Исхаки уехал в Оренбург преподавать, но отец усиленно бомбардировал сына посланиями, в которых просил вернуться в родное село и заменить его, ибо здоровье стало плохим и ему трудно выполнять обязанности муллы.


Исхаки этого очень не хотелось, в ту пору он уже с головой окунулся в политику, его прочили в депутаты Государственной Думы от партии эсеров. Но сыновний долг оказался сильнее политических пристрастий. Исхаки вернулся в Яуширму и стал муллой. К тому времени он уже успел жениться, в 1905 году родилась дочь Сагадат. Но Исхаки вместо мирных религиозных проповедей повел революционную пропаганду. За что в 1906 году был привлечен к уголовной ответственности и посажен в Чистопольскую тюрьму. С таким клеймом Исхаки уже не мог быть избран в Госдуму.


В Кутлушкинском музее удалось во всех подробностях рассмотреть дверь от той самой тюремной камеры, в которой сидел Исхаки, даже посчастливилось повертеть в руках огромный ключ, которым эту дверь запирали и отпирали…


Затем последовала ссылка в Архангельскую область. Вернувшись оттуда, вновь взялся отстаивать права тюрков, утверждая, что мусульманский вопрос в России все больше начинает принимать международный характер, а потому не обойтись без создания суверенного мусульманского государства Идель – Урал.


Когда к власти пришли большевики, Гаяз Исхаки решил эмигрировать. Поехав в 1918 году на Версальскую конференцию в Германию, он навсегда покинул Россию. Где только не пришлось побывать Гаязу Исхаки – в Китае, Японии, Финляндии, Франции, Германии, Польше. В 1922 году к нему приехала дочь Сагадат, которую он очень любил (с женой Исхаки давно развелся и больше ни на ком не женился). Дочь не покидала отца до самой его смерти. В 40-е годы она вышла замуж за узбекского ученого, Исхаки вместе с молодыми уехал в Турцию.


Он об этом знал. И ждал

Находясь в эмиграции, Исхаки продолжал непримиримую борьбу с оппонентами, у него на все и на всех хватало сил и энергии. Его научно-публицистическая книга “Идель – Урал” издавалась в 1933 году в Берлине и в Париже на татарском, русском и французском языках, в 1934-м – в Токио на японском, в 1938-м – в Варшаве на польском. Эта работа посвящена роли тюркских народов Поволжья и Урала в истории, особенно в период революционных потрясений в России в первой четверти ХХ века. Не так давно стали доступны архивные материалы предварительного варианта этой книги.


В 20-е годы Исхаки попал в поле зрения польской разведки и имел с ней контакты с 1929 года. Об этом в статье “Вопросы истории тюркских народов первой четверти ХХ века в неопубликованных трудах Мухамметгаяза Исхаки”, напечатанной в журнале “Гасырлар абазы” (“Эхо веков”) в №3-4 за 2000 год, писал кандидат исторических наук Салават Исхаков. К сожалению, об этой деятельности Исхаки сказано вскользь, практически ничего. Между тем известно, что материалы на эту тему хранились в Особом архиве при Совете Министров СССР (ныне Центре хранения историко-документальных коллекций).


Думается, что в биографии Исхаки еще немало белых пятен. И если их “разукрасить” (да простит читатель такой каламбур), то есть заполнить пятна информацией, возможно, мы будем знать всю правду до конца. В любом случае Гаяз Исхаки был не просто великим бунтарем, но великим человеком, очень искренним и смелым.


Жители современного Кутлушкина получили в дар не просто прекрасный музей, напоенный историей, но и чудесный уголок для отдыха (рядом клуб), а также оригинальное место для раздумий о смысле жизни и бытия, о непредсказуемых изгибах истории, о времени, которое возвращается или возвращает нам то, что было незаслуженно изъято из жизни, насильно вычеркнуто, забыто. Такое ощущение, когда смотришь на портрет Гаяза Исхаки, вглядываешься в его прищуренные, холодные и умные глаза, что он об этом знал. И ждал. Знал и ждал, что еще вернется на родную землю.


…Сказочный ажурный мостик напротив дома купца Сайфутдина ведет к деревянной беседке. По мостику хочется не пройти, а быстро и легко пробежать, чтобы попасть в другое измерение, в Кутлушкино, в Яуширму начала ХХ века. А чуть поодаль, когда строили музей, хотели возвести и мечеть. Но в селе уже была одна мечеть. Да и средств на новую пока не хватает.


Прекрасный музей, очень интересный и богатый. Но посетителей здесь маловато. Свои, местные, в музее уже по нескольку раз перебывали, а добираться до Кутлушкина сложно – от Чистополя надо километров пятнадцать ехать по Казанской трассе, а потом еще примерно столько же в сторону. Между прочим, была идея построить музей в Чистополе, где всегда много туристов, особенно летом, и где на музей был бы очень большой спрос. Но родина-то у Гаяза Исхаки в Кутлушкине.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще