Невольник “путешествий” во времени и пространстве

Сегодняшний выпуск рубрики не совсем обычный.

information_items_1347369322

Сегодняшний выпуск рубрики не совсем обычный. Эти фотоснимки сделаны в одном ракурсе, но не с одной и той же точки, что, строго говоря, нарушает принцип наших публикаций. Собственно, и памятники эти, за исключением манеры их исполнения, разные – и по размеру, и по оформительским деталям, и по материалу, из которого они изготовлены. И все же снимки мы решили поставить вместе, чтобы не только подчеркнуть стремление современников к сохранению духовной преемственности, но и чтобы отдать должное приближающейся очередной годовщине со дня рождения Гавриила Державина.


Старая фотография, как известно, была сделана на Театральной площади (ныне – пл.Свободы) приблизительно с того места, где сегодня находится памятник Ленину, а современная – в Лядском саду с улицы Горького. Напомним, что именно здесь 3 декабря прошлого года (тогда и был сделан правый снимок) состоялось торжественное открытие нового памятника поэту и гражданину Державину.


Прежний монумент был значительно выше современного – за счет лестничного подножия и пьедестала из красного мрамора. Это сооружение архитектора Тона явилось первым в Казани изображением конкретного человека и украшало город на протяжении восьми с половиной десятков лет. При этом памятник не всегда стоял на одном и том же месте. В самом конце XIX века он по инициативе губернского земства был перенесен из университетского двора. Первоначально его воздвигли там между задним фасадом главного корпуса университета и зданием анатомического театра. Дореволюционным ценителям казанской старины показалось, что старое место расположения не достойно великого земляка. А в начале 1930-х годов значение памятника вообще подвергли серьезному сомнению. На волне идеологической борьбы с остатками дворянского и буржуазного прошлого его разобрали и переплавили.


Нынешний памятник Державину относительно точно копирует лишь основные художественные детали, правда, в уменьшенных размерах – фигуру знаменитого земляка, горельефы скульптора С.Гальберга на постаменте и надпись: “Г.Р.Державину. 1846”. Поэт изображен так, как задумывал автор проекта академик Тон, – с непокрытой головой, сидящим на табурете, облаченным по римской традиции в тогу и обутым в сандалии. Приподняв вооруженную стилом правую руку, левой он поддерживает лиру. Глаза обращены к небу. Он изображен воспевающим свою знаменитую “Оду Богу”.


Идея “воскрешения” памятника в среде казанской интеллигенции и других заинтересованных лиц витала в воздухе давно. Однако ее воплощение в Лядском саду не всеми знатоками старины воспринято однозначно. Насколько это решение удачно и справедливо, покажет лишь время. Кто знает, может быть, в будущем памятник Г.Р.Державину вновь поменяет “место прописки”…


Фото из коллекции Абдуллы Дубина.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще