Как проехать в Париж?

Велико же бывает изумление гостей Бавлинского района, когда они проездом или по делам неожиданно для себя оказываются.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

Велико же бывает изумление гостей Бавлинского района, когда они проездом или по делам неожиданно для себя оказываются… в Париже. А именно так называют местные жители старинное татарское село Кзыл-Яр.


Старики рассказали такую вот незатейливую легенду. Проезжала в позапрошлом столетии по здешним краям некая столичная барынька с супругом и челядью. Всю дорогу капризничала, сравнивая увиденное ею за рубежами государства с тем, что по пути на глаза попадалось. И это, дескать, не то, и то не так. Однако лишь до тех пор, пока не попала на то место, где нынче Кзыл-Яр стоит. Оглянулась барынька окрест и, не сдержав чувств, воскликнула: “Боже, да здесь просто Париж! Такое благолепие!” Видимо, все, что ей нравилось, она Парижем называла. И охватившее тогда барыньку умиление легко объяснялось. Ведь перед ней природная красотища-то какая открылась: разливы зеленых дубрав, между ними цветущие, благоухающие луга с травой по пояс, по которым величаво река течет.


Ну а почему же все-таки Кзыл-Яр? Вот вам, читатели, еще одна легенда. Прибилась к этому поселению много лет назад странствующая нищенка. Гостеприимные поселенцы поочередно предоставляли ей кров, кормили. И та, в свою очередь, с лихвой отблагодарила приютивших ее людей, когда настигла их большая беда. Нагрянула в поселение мирных землепашцев ватага разбойников, грабившая и убивавшая путников на лесных дорогах, обложила крестьян непомерной данью. Пригорюнились крепко поселенцы, которым требуемых денег было не собрать, решили взяться за топоры да вилы, чтобы подороже отдать свои жизни в бою с негодяями, но нищенка сельчан успокоила: “Не печальтесь, не допущу я разора и погибели вашей”.


Без робости и страха пришла в стан разбойников и сказала: “Вы, кроме денег, потребовали от земляков моих еды в изобилии. Так вот, я пришла накормить и напоить вас”. Взмахнула старушка платочком, и возникла перед душегубами… огромная плошка с наваристой бараньей шулпой, которая потом, когда лиходеи жадно ее выхлебали, наполнилась шибко крепкой медовухой. Потяжелели, осоловели от такого обеда разбойники. “Теперь, – потребовали от старой, – пусть односельчане твои денежки несут”. “А зачем вам медяки их потертые, – поморщилась та, – если вокруг столько камней драгоценных?” И повела рукой в сторону противоположного берега реки, у которой пир шел. Там горели красным огнем под лучами заходящего солнца россыпи рубинов. Кинулись к ним с ликующими воплями лесные тати – кто вплавь, кто на конях. И вдруг река, бывшая доселе спокойной, зазмеилась гибельными водоворотами и стремительно унесла осоловевших налетчиков туда, откуда они уже не вернулись. Вместе с ними исчезла невесть куда и спасительница крестьян. А на тех местах, где волшебно воссияли рубины, берег навсегда стал красноватым от глины. Отсюда и название села, означающее в переводе “Красный берег”. Там же, где бедная странница кормила разбойников, появилась довольно обширная лощина, которая и поныне называется Бабушкиной тарелкой.


На этом пришел конец древнему сказанию. Но не гостеприимству и хлеборобскому мастерству кзылярцев. В прошлом году, например, они вновь оказались в числе лучших земледельцев района, получив с каждого гектара по тридцать пять с лишним центнеров зерна, что позволило им своевременно и без натуги расплатиться за взятые кредиты.


Десятки лет село Кзыл-Яр являлось центральной усадьбой колхоза “Ленин юлы”, преобразованного теперь в производственный сельхозкооператив под тем же названием. По наличию угодий в 5450 га это хозяйство – одно из крупнейших в районе. Получив в минувшем году с возделываемой ими пашни 1 миллион 950 тысяч рублей чистой прибыли, кзылярцы намерены доходность хозяйства увеличить. Первыми в районе они стали сеять сахарную свеклу, а на дальних полях вместо органики, чтобы не тратиться на постоянно дорожающее горючее при ее транспортировке, используют сидераты. С такой же крестьянской расчетливостью ведут кзылярцы и дела на фермах, где содержится 950 голов крупного рогатого скота, около 800 свиней и, что составляет особую достопримечательность села, 3 тысячи гусей.


Завели их в “Ленин юлы” без малого десять лет назад. Условия для содержания водоплавающих птиц здесь благодатные: течет река Ик, много прудов и озер. А гусиное поголовье в бавлинских деревнях и селах мизерное. Значит, будет спрос и на гусятину, и на гусят. Кзылярцы не стали строить для гусей новые помещения, а разумно сократили поголовье свиней и высвободившуюся часть комплекса отдали под птиц. А затем стали сами разводить птенцов. С помощью Бавлинской администрации разжились зданием, в котором устроили инкубатор для выведения гусей и кур.


Если до того, как у кооператива появился инкубатор, гуси “выклевывали” в его бюджете прорехи одна существеннее другой, то вот в прошлом году они принесли СПК один миллион 860 тысяч рублей прибыли. Прежде были у хозяйства трудности со сбытом гусят, а теперь едут за ними в Кзыл-Яр не только из республики, но и из иных регионов России. Теперь кзылярцы получают за сезон, то есть с конца февраля по конец мая, по 22-24 яйца от каждой гусыни.


Зарабатывают кзылярцы, разохотившись, дополнительную прибыль и иными способами, используя имеющиеся в хозяйстве пилораму, пекарню, мельницу, технологическую линию по изготовлению макаронных изделий, продавая молоко с машин в соседней республике.


Не меньше, чем успехами в труде и коммерции, гордятся в селе Кзыл-Яр и своими известными земляками. Такими, например, как татарский поэт Фанис Яруллин или руководитель СПК Ф.Фатхутдинов, который как появился на свет в этом селе, так и служит ему верой и правдой уже десятки лет по мудрой старинной поговорке: где родился, там и пригодился.


…Есть за околицей Кзыл-Яра гора, состоящая в основном из валунов, камней разного размера. Выпускники местной школы, получив аттестат зрелости, расписываются на этих камнях по давно заведенному в селе обычаю, как бы присягая на верность малой своей родине. Оставил там подпись, отправляясь первый раз за пределы села на учебу, и Фарид Сафуанович. “Может, у нас место такое колдовское, – улыбается он. – Уеду на несколько дней и начинаю скучать”. Да и кзылярцы, надо сказать, тоже не представляют свое село без Фатхутдинова, во многом именно с ним связывая успехи своего хозяйства.


Издревле славится Кзыл-Яр и своими кузнецами, другими искусными ремесленниками. Даже очень дальние сельхозпроизводители знают адрес живущего здесь умельца М.Садыкова, изготовляющего телеги, сани, конскую упряжь. Постоянным спросом пользуются и корзины, иные плетеные изделия А.Насыбуллина. Содействует укреплению, развитию традиций предков и фольклорный вокально-танцевальный ансамбль “Навруз”, ставший лауреатом фестиваля народного творчества.


А еще следует добавить, что около 520 подворий на опрятных улицах Кзыл-Яра – добротные, нарядные строения, взгляд приезжих радующие…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще