Есть в нашей жизни явления, наблюдая за которыми укрепляешься в надежде, что русский дух, русская культура – живы. К числу таких явлений, бесспорно, относится и праздник русского фольклора “Каравон”, который на днях уже в двенадцатый раз прошел в селе Русское Никольское Лаишевского района.
Возрождение в Татарстане традиций русского народа – одна из главных задач общества русской культуры Казани. Так случилось, что на протяжении десятилетия (а нашему обществу в июне исполняется 11 лет) его деятельность тесно переплеталась с селом Русское Никольское и ансамблем “Каравон”, получившим свое название от древнего престольного праздника.
Осенью 1991 года старший преподаватель Казанского института культуры Н.Кузьмина и автор этих строк впервые услышали об ансамбле деревенских бабушек “Каравон”. Вскоре мы познакомились и с руководителями Дома культуры села Русское Никольское – супругами Сергеем и Светланой Трусовыми. Узнав об интересе горожан к деревенским традициям, Сергей согласился приехать в Казань с созданным им ансамблем “Каравон”.
С трудностями (сломался старый колхозный автобус), но бабушки все-таки приехали. А потом возникла идея создать подобный ансамбль и в Казани. Так в декабре того же 1991 года при молодежном жилищном комплексе Ленинского района города Казани был создан русский фольклорный ансамбль “Коляда”. И уже через две недели, в рождественскую ночь, участники ансамбля с колядками пошли по подъездам своего микрорайона.
22 мая 1992 года, на Николин день, ансамбль “Коляда” впервые выехал в село Никольское к своим народным учителям. Николин день – это престольный праздник и сельского храма, и самого села, названного по имени святого Николая Угодника. В Русском Никольском исстари, еще с ХVI века, в честь этого праздника после церковной службы и праздничной трапезы водились хороводы – “каравоны”.
Праздник “Каравон” в его изначальной, исторически сложившейся традиции являет собой яркое подтверждение единства православия и народности. Не случайно процесс возрождения праздника “Каравон” и восстановление храма Николая Угодника в Русском Никольском шли практически параллельно.
А какая внутренняя мощь и притягательная сила у народных традиций! Очень важно, что люди не по телевизору, а непосредственно, через личное участие и общение, узнают обычаи и традиции своих предков. Для одних это своего рода музей под открытым небом, для других – возможность повеселиться, услышать песни, любимые их отцами и дедами. При организационном содействии общества русской культуры были возрождены русские традиционные праздники в селах и деревнях Высокогорского, Верхнеуслонского, Зеленодольского, Пестречинского и Лаишевского районов. Наряду с “Каравоном” особым размахом они отличаются, к примеру, в селе Горное Матюшино, где возрождена красивая многовековая традиция празднования Троицы.
А началось все с того, что Нина Петровна Кузьмина, обзаведясь деревенским домиком в самом центре села Матюшино и познакомившись с соседями, в основном пожилыми женщинами, с удивлением обнаружила, что они прекрасно поют старинные русские песни своего села, в подробностях помнят обряд празднования Троицы, праздника “Семик”… Сейчас многих песенниц уже нет в живых, а обряд живет и в самом селе Матюшино, и в нотных тетрадях Кузьминой, которые, надеемся, скоро будут опубликованы.
В поле зрения общества русской культуры оказалось и село Савиново, история которого насчитывает более трехсот лет. Несмотря на то, что ныне оно входит в городскую черту Казани, оказалось, что здесь тоже есть жители, которые помнят традиции местных хороводов. Именно от них наши активисты узнали и о том, что некогда в этом селе существовал свой праздник, не менее важный, чем Троица, – это праздник Смоленской иконы Божьей Матери. Когда-то это событие было значимо для всех близлежащих сел, поскольку именно здесь пролегал путь крестного хода со знаменитой иконой Смоленской Божьей Матери – избавительницей нашего города от чумы, бушевавшей в Казани в 1654 и 1656 годах. С 1994 года жители Савинова отмечают этот праздник как вновь возрожденный.
Интерес к русским традициям привел нас и в село Семиозерка. Здесь жизнь местных крестьян всегда была тесно связана с Семиозерским монастырем. Здешние монахи имели свою особую систему земледелия, которой обучили и местных жителей. А благодаря тому, что крестьянские дети посещали монастырскую школу, в свое время это было одно из самых грамотных сел Казанской губернии. Многие напевы семиозерских бабушек не найти ни в одном фольклорном сборнике – настолько они уникальны.
В 1994 году ансамбль “Коляда” и ансамбль КГПУ “Сударушка” под руководством А.Смирнова участвовали в Поволжском региональном фестивале молодежных фольклорных ансамблей в Ульяновске. Эта поездка тоже принесла много интересных встреч и знакомств. Скажем, именно тогда профессор Нижегородской консерватории Н. Бордюг обратила внимание на выступление наших земляков и предложила им свою профессиональную помощь в проведении фольклорных экспедиций. И в 1995 году такая совместная экспедиция состоялась, по ее результатам увидел свет сборник “Русские праздники Лаишевского края: “Каравон” в Русском Никольском”.
А в 1996 году казанская фольклорная делегация приняла участие во всероссийском фестивале русского фольклора в Новосибирске, где казанский ансамбль “Коляда” стал лауреатом.
Кстати, русские фольклористы не избалованы гастрольными поездками. Уникальный, самобытный ансамбль “Каравон” еще ни разу не выбирался за пределы Татарстана, да и “Коляда”, несмотря на всероссийское признание, выезжает в среднем раз в два года, причем нередко за свой счет. На участие русских фольклорных коллективов в подобных фестивалях средства не выделяются, но для самих фольклористов каждая такая творческая командировка бесценна в смысле общения, обмена опытом, получения заряда творческой энергии.
Как сложится судьба древних традиций села Русское Никольское, судьба других родников народного творчества?
Одно лишь можно сказать с уверенностью: традиции эти – предмет не только истории. В них живая сила нашего великого народа. И отрадно, что все больше людей, в том числе и молодежь, приходят к пониманию этого.
Михаил ЩЕГЛОВ.
Заместитель председателя
общества русской культуры г. Казани.