Своего участкового милиционера я в глаза не видела. И даже имени его не знаю. И, наверное, слава Богу. Значит, повода не было прибегать к его защите. Но ведь и он со мною, жителем своего участка, знакомиться не спешит. Из любопытства практически все выходные просидела на телефоне, задавая один вопрос: знаете ли вы своего участкового уполномоченного милиции? И вот он, результат: я обзвонила ровно сто заинских семей. Пятьдесят городских и пятьдесят сельских. Из городских своего участкового ни в лицо, ни по имени не знал ни один (!) респондент, в то время как сельчане о своем блюстителе порядка знали практически все, вплоть до семейного положения и места проживания.
Сейчас в Татарстане несут службу более полутора тысяч участковых уполномоченных милиции, причем 649 из них – в сельской местности.
Самым известным сельским участковым в Заинском районе оказался майор Павел Минеев. Его знают даже жители деревень, которые не находятся в “минеевской” сфере влияния.
– Павел Николаевич на этой службе с 1993 года, – рассказывает о своем подопечном начальник отдела участковых уполномоченных Заинского ОВД Василий Абрамов.- Участок у него большой. До недавнего времени в него входило четырнадцать населенных пунктов. Только в один конец Минееву приходится делать более сорока километров.
Отношение к службе участковых в Заинском районе самое серьезное. Практика показала, что именно этот участок работы всегда вызывал немалое число нареканий со стороны населения, и потому решение администрации района укрепить службу было своевременным.
– Сегодня любая информация о том или ином правонарушении на моем участке доходит до меня сразу же, – говорит майор Минеев. – Мы укрепили отношения с советами местного самоуправления, куда сразу же сообщается о каждом факте нарушения. В маленьких деревнях опорой стали те жители, у которых есть телефон, а мои номера телефонов есть у каждого из них. Чуть что случись – я узнаю об этом моментально. Кроме того, администрация обеспечила нас, участковых, сотовой связью. Так что сейчас большинство правонарушений раскрывается по горячим следам. На днях таким образом удалось раскрыть крупное хищение с территории одного из подразделений агрофирмы. Тут коров надо уже выгонять на летнее стойбище, а часть ограды пропала. А это ведь тридцать пять пролетов по четыре метра каждый. На следующий же день выявили воров. Должен сказать, что для меня и курица, пропавшая у пенсионера, факт серьезный.
– В сельской местности служба участковых сопряжена с определенными трудностями как служебного, так и бытового плана, – говорит начальник Заинского ГРОВД Ринат Рахматуллин. – Вдалеке от города они зачастую в одиночку противостоят преступникам, и от их решительности, умения действовать в сложной обстановке зависит безопасность людей. И именно участковый, в первую очередь, создает у населения мнение о милиции в целом.
У участкового сегодня около двухсот обязанностей, и на своем участке он представляет практически все подразделения милиции в одном лице. Четыре года назад был принят Указ Президента Татарстана “О дополнительных мерах по усилению охраны общественного порядка в Республике Татарстан”. Именно он стал основой большой работы по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции в нашем районе.
– Сельскому участковому работать трудно, если не знать ситуацию в каждом дворе, – поясняет В. Абрамов. – Конечно, в каждом из десяти сельских участков – ситуация своя. Есть деревни, где и сегодня даже соломинку с чужого двора не унесут, а есть настолько криминогенные населенные пункты, где одним участковым никак не обойтись. Вот у того же Минеева – крайне нелегкий участок. Но ситуацию спасает то, что агрофирма “Заинский сахар”, подразделения которой в основном и расположены на территории минеевского участка, исключительно серьезно подошла к решению возникающих проблем. Скажем, “уазик”, который выделила администрация района участковому Минееву, находится на балансе агрофирмы, ее генеральный директор Раис Сулейманов решил и проблему горючего: с бензином у Павла Николаевича не бывает проблем.
Зато у майора Минеева имеется проблема другого рода: катастрофически не хватает времени. До дома добирается в первом часу ночи, а спозаранку – уже на ногах. Ему еще до Заинска добираться двадцать пять километров из родной деревни. Его утро начинается в райотделе милиции, здесь он обрабатывает полученную информацию, а потом – в дорогу. Сейчас при нем еще и стажер. Для Айрата Миронова, который только-только пришел в милицию, работа с опытным Минеевым – отличная практическая школа.
Вообще-то молодежи на сельских участках, как заметил начальник Заинского ГРОВД, не хватает. Но выход можно найти. В недавнем интервью “Российской газете” заместитель министра внутренних дел РФ, начальник Службы общественной безопасности генерал-полковник милиции Сергей Щадрин сообщил, что уже принято решение о дифференцированной оплате труда участкового уполномоченного. Если он прослужил три года – имеет один оклад, если пять – оклад вырастает. И сегодня уже есть примеры, когда участковый, прослуживший определенное количество лет, отказывается от переводов, потому что через несколько лет стажа у него будет еще больше льгот, выше будет и зарплата. А в январе этого года на встрече в Казанском Кремле с Президентом М.Шаймиевым генерал-полковник С.Щадрин отметил, что в нашей республике многое делается для укрепления общественной безопасности и охраны правопорядка.
И эта политика облегчает работу по привлечению молодых кадров милиции на село. Уже есть примеры, когда на должность сельского участкового принимались молодые люди по рекомендации советов местного самоуправления или руководства сельхозкооперативов.
Проблем с жильем у сельских участковых нет, связью обеспечены, транспорт, где личный, а где служебный, имеется, но вот техническая обеспеченность оставляет желать лучшего. Как тут не вспомнить опыт Украины, где МВД этой страны намерено ввести институт шерифа в сельской местности!
Программа “Шериф” была разработана в 2000 году главным управлением МВД в Киевской области. Она предусматривает переподготовку участковых инспекторов в шерифов, которые сами могут проводить следственные действия и розыск, обеспечиваются для этого всем необходимым. Шерифами в сельской местности станут назначать участковых милиционеров. Они будут проживать на своем участке, иметь в доме, где живут, служебное помещение, комнату для задержанных, гараж, радиостанцию и другие средства связи, чтобы оперативно реагировать на ту или иную ситуацию.
Не знаю, появятся ли шерифы в Татарстане, но вот если и в городах станет побольше своих Минеевых, жизнь будет спокойнее – это уж точно.
Из всероссийского опроса фонда “Общественное мнение” (опрошено полторы тысячи респондентов)
Почти половина опрошенных считает, что работа участковых милиционеров не приносит никакой пользы таким людям, как они (49%). Противоположного мнения придерживаются 35% опрошенных. Каждый второй респондент (52%) никогда не видел своего участкового и не общался с ним, в городах эта цифра еще выше. В сельской местности участковый милиционер значительно более известная фигура. Те, кому довелось познакомиться со своим участковым, чаще всего отзываются о нем положительно (27%). Отрицательный опыт общения был у 10% опрошенных. Тем не менее, говоря об участковых милиционерах в целом, только 11% респондентов считают, что они справляются со своими обязанностями “хорошо” или “отлично”. Треть опрошенных полагает, что участковые делают свою работу “плохо” или “очень плохо” (33%), примерно столько же оценивают ее на “удовлетворительно” (32%).
***
Респондентам был задан вопрос: “В чем, по вашему мнению, состоит работа участкового, что входит в его обязанности?”. Чаще всего участники опроса говорили, что участковый милиционер обязан обеспечивать безопасность, “следить за порядком на отведенной территории” (56%). Каждый пятый респондент полагал, что участковый должен активно работать с населением и оказывать ему помощь: “кто пришел, пожаловался – должен разобраться” (12%), “хотя бы иногда появляться на своем участке, чтобы люди знали, к кому обратиться” (5%), “проводить беседы с гражданами по мерам безопасности и о порядке”, “проводить с подростками беседы, лекции о вреде наркомании и алкоголизма” (4%). Респонденты уверены в том, что хороший участковый “должен знать каждую семью на своем участке” (9%), быть в курсе проблем своих подопечных (4%).