В Новом Демкине помнят свои корни

Хочешь не хочешь возникает вопрос: коль есть Новое Демкино, непременно должно быть и Старое.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Хочешь не хочешь возникает вопрос: коль есть Новое Демкино, непременно должно быть и Старое. Но населенного пункта с таким названием на карте Аксубаевского района почему-то нет. И даже старожилы Нового Демкина сокрушенно пожимают плечами: не помним мы такого селения, и от своих родителей о нем ничего не слышали. Кое-кто, правда, подумав, вспоминает: мол, имелся слушок в давние довоенные времена, будто существовало все-таки в здешних местах Старое Демкино, которое сгорело…


В списке селений Казанской губернии за 1771-1773 годы упоминается деревня Новое Демкино при речке Малая Сульча, где проживали 97 служилых татар.


А вообще на месте нынешнего Нового Демкина люди стали селиться с еще более незапамятных времен. Об этом говорит хотя бы такой факт. В полукилометре к северо-западу от села находится древнее кладбище, называемое в народе “Эулия кабере” (“Могила святого”). Здесь в общей ограде сохранились пять надгробных камней, которые датируются 1347-1357 годами.


Нынешнее Новое Демкино можно назвать процветающим селом. Любо-дорого пройтись по нему – чисто, уютно, все дороги заасфальтированы, дома добротные, школа светлая и просторная (здесь обучаются 78 детей), а местный клуб вообще как картинка – на его отделку средств явно не пожалели.


В конце 90-х годов на прилегающих к селу Новое Демкино землях нашли нефть, тут же был создан департамент по добыче нефти, получивший название “Демкинский”. Сейчас нефть в здешних местах качают более 30 насосов-качалок. Народ, с одной стороны, рад нефтяникам, потому что они помогают материально, – вон и дороги в селе с их помощью построили, и капитальный ремонт сельского клуба произвели, и школьную крышу починили. С другой – беспокоится, что интенсивная нефтедобыча повредит земле. Поэтому новодемкинцы мечтают о том, чтобы нефтяники взяли их село, как говорят, на поруки, произвели его в ранг своего подсобного хозяйства и не только нефть добывали, но и сельское хозяйство на этих землях развивали.


Музей – хранитель истории


Школа в Новом Демкине – главный культурный очаг села, сюда в первую очередь ведут всех гостей. Есть что показать – здесь находится музей известного татарского писателя, прозаика и общественного деятеля Назипа Думави. Он родился в Новом Демкине в 1883 году, школа носит его имя. В музее любовно собраны всевозможные материалы о знаменитом земляке, в том числе 550 стихотворений, написанных им в течение жизни (Н.Думави умер в 1933 году). В свое время Думави учился в Казани в медресе при мечети Апанаева, потом учительствовал в Казахстане, занимался просветительской деятельностью на Урале.


В мае 2003 года новодемкинцы торжественно отметили 120-летие со дня рождения Назипа Думави. По этому поводу в Новое Демкино съехалось множество гостей. Приехала внучка Думави Гульнара Тахтамышева, она, как и ее знаменитый дедушка, – педагог по образованию. Состоялись юбилейные чтения, посвященные писателю и поэту, прозвучало немало интересных тематических докладов о творчестве Думави.


Школьный музей – гордость Нового Демкина, побывали в нем уже многие сотни посетителей, причем не только из окрестных сел, но и всего района и даже республики. Руководит музеем выпускник Казанского педагогического института, учитель истории и географии местной средней школы с почти двадцатипятилетним стажем Рифнур Гумерович Гафиятов. Кстати, в 1989 году, когда Гафиятов был директором школы, его избрали директором совхоза “Новодемкинский”. Семь лет он руководил хозяйством, но тяга к учительской деятельности взяла-таки верх, и в 1995 году Гафиятов вернулся в школу. Наконец-то смог реализовать и свою давнюю мечту – вплотную занялся исторической, краеведческой работой, обустройством школьного музея, сбором экспонатов.


Об истории родного села Рифнур Гумерович может рассказывать часами, чувствуется, что он по-настоящему влюблен в родной край и знает о нем много интересного.


– Когда у меня появилась возможность активно и целенаправленно заняться музеем, я первым делом поехал в Казань, в центральный архив, – рассказывает Р.Гафиятов. – Изучал документы, конспектировал все, что попадалось на глаза о нашем селе, от корки до корки прочитал старинную книгу Волкова. В итоге у меня появилась такая версия возникновения нашего села: до 1770 года на реке Щербенка располагалось село Старое Демкино. Тут жили крещеные чуваши и крещеные татары. Потом Старое Демкино исчезло. Почему исчезло? Точного ответа в архиве не нашел – вроде бы случился большой пожар, все село выгорело. А потом на этом месте возникло Новое Демкино. В середине ХIХ века это было довольно крупное селение, в котором насчитывалось 153 двора и 900 жителей. А в списке селений Казанской губернии за 1897 год значится, что в Новом Демкине проживало уже 1545 человек обоего пола, основная нация – татары. В то время наше село относилось к Старомокшинской волости Чистопольского уезда. Сейчас Новое Демкино, конечно, поменьше – у нас 440 жителей и 145 дворов.


Достаточно пройтись по музею, осмотреть его экспонаты, полистать старые газеты, книги, документы – и можно зримо представить, как и чем жило Новое Демкино в давние времена.


Одна из достопримечательностей школьного музея – большой стенд с символическим генеалогическим древом, на котором подробно расписана родословная жителей села. Составлению этого древа, как признался Рифнур Гумерович, он с учениками посвятил не один год: пришлось и со старожилами общаться, и старые книги листать.


Зато узнали, что основателями села были четыре рода: Кузюр, Алатыр, Мыгрин и Буджир. До сих пор в Новом Демкине проживают предки рода Кузюр – это уже одиннадцатое поколение.


Многие выходцы из Нового Демкина стали известными людьми. О них в школьном музее повествует отдельный стенд с фотографиями и рассказами. Среди таких Миннефаик Вафин – заместитель председателя Центризбиркома Татарстана, Вильдан Мотыйгуллин – руководитель отдела в Госсовете РТ, Ильдус Зиннуров – главный режиссер Казанского кукольного театра и многие другие.


Харис-бабай – крутой бабай


Ничем не выделяется на фоне других крепких деревенских домов изба Хариса Закировича Закирова – разве что габаритами поменьше. Но зачем ему просторные хоромы – живет Харис-бабай один. Вот-вот ему стукнет сто лет – родился еще в1905 году и на сегодня является самым старым жителем Нового Демкина.


Когда мы вместе с молодым председателем Новокиреметского Совета местного самоуправления Азатом Хуснуллиным заглянули в гости к Харису-бабаю, то застали у него учительницу местной средней школы Саиму Харисовну Гилязееву, его дочку. И та сразу же с некоторой обидой сообщила, что вот уж сколько лет уговаривает бабая к ней переселиться, а тот ни в какую. Харис-бабай тут же досадливо махнул рукой, весело, совсем не по-стариковски подмигнул Азату – мол, не слушайте ее, все равно по-моему будет, а в своем доме я сам себе хозяин.


…В далеком 1926 году бравый джигит Харис женился на красавице Бибиголбер – дочке зажиточного крестьянина. Вся деревня обсуждала это событие, потому что сам Харис был отнюдь не из богатого рода, зато шустрый и разговорчивый. Наверняка своими речами покорил и девушку, и всю ее родню. Даже сейчас, вспоминая те счастливые денечки, Харис-абы мечтательно прикрывает глаза:


– Ох, и красивая была девка! А была бы некрасивая – не женился!


Поговорить Харис-бабай и сейчас охоч. На любую тему – не остановишь. Память у него, слава Аллаху. Хорошо помнит Харис Закирович, например, первого председателя местного колхоза имени Ворошилова Нургата Гатина – деловой был мужик, народ его уважал. Едва только колхоз появился, Харис тут же в него вступил.


Не все так просто было в жизни Хариса Закирова, один за другим умерли дети – две дочери и сын. В 1935 году родился Фаиз – этого уже Харис с Бибиголбер выпестовали, выходили. И не зря. Фаиз Харисович Закиров окончил Казанский ветеринарный институт, чуть ли не первым в Татарии получил звание заслуженного ветеринарного врача. Сейчас живет в Лаишеве. В 1938 году родилась Гульшат, а перед самой войной – Фаягуль. Две младшие дочери, Саима и Наима, родились уже после войны.


Едва началась Великая Отечественная, Харис Закиров ушел на фронт. Воевал в пехоте под Смоленском, защищал Москву. Был ранен, подлечился в госпитале – и опять на фронт. И вновь ранение, после которого его признали негодным к строевой и комиссовали. Это случилось в 1943 году. Делать нечего – вернулся Харис Закирович в родную деревню и вновь, как и до войны, стал работать в колхозе. Вот уже почти полжизни в роли пенсионера. Но таких оптимистичных пенсионеров еще поискать!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще