21 мая нашему земляку писателю Роману Солнцеву исполнится шестьдесят пять… “Шарахнет шестьдесят пять”, – смущенно уточняет он, отметая серьезность любых попыток, в том числе и собственных, примерить на него этот возраст и затеять что-то вроде юбилейных славословий. Что правда – то правда. Столько ему не дашь. Даже внешне. Только седины стало больше, но она его не старит, ибо первична все-таки душа. А с душой у Солнцева все в порядке – покой ей только снится. Тем более сейчас, когда главный редактор литературного альманаха “День и ночь” в очередной раз пытается вывести свое любимое детище из финансовой летаргии. И вот самая последняя новость: лучший в России региональный “толстый” журнал, издающийся в Красноярске с 1994 года, скорее жив, чем умер. Скоро читатели получат его свежий номер, где, как обычно, наряду с произведениями сибирских писателей будут представлены проза, поэзия и публицистика казанских и челнинских авторов. Браво, Роман Харисович!
Я уже не говорю о том, что он и сам много пишет – стихи, прозу, пьесы, публикуется в журналах “Новый мир”, “Наш современник”, “Нева”…
Напомню, в первую очередь нашим молодым читателям, что Роман Солнцев родом из Мензелинского района, из села Кузкеево. Окончил физфак КГУ, долгое время работал в геологических партиях Сибири, и в конце концов сам заделался сибиряком, поселился в Красноярске. Но не прерывает с родными пенатами сердечной связи. “Казань – это город, возбуждающий в людях гениальность, – считает он. – Нам всем, кто здесь учился и жил, невероятно повезло…”
А недавно увидел свет его новый роман “Страна АдРай”, по словам автора, во многом основанный на дневниках его отца. Не много художественного вымысла и в рассказе “Старица”, который мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
…Первая большая подборка стихов Романа Солнцева вышла в журнале “Юность” в 1962 году, первый поэтический сборник – в издательстве “Молодая гвардия” в 1964-м. Иными словами, его поколение – это уже легендарные “шестидесятники”, которым в последние годы тоже досталось. За их шумливый нонконформизм, поэтическую “рассерженность”, обернувшиеся на поверку идеологизированным прекраснодушием, интеллигентской мечтательностью и т.д. Все так, и в то же время не совсем. А вернее, совсем не так.
Да, в наше суперпрагматичное время “шестидесятники” были и остаются неисправимыми романтиками, что, впрочем, не мешает многим из них найти свою нишу и в литературе, и в бизнесе. Как говорится, запрячь в одну телегу коня и трепетную лань… И если даже не всем сопутствует жизненный успех, с душой у “шестидесятников” по-прежнему все в порядке. Большинство из них не отреклось ни от своего прошлого, ни от своих романтических идеалов. А это ли не доказательство того, что слов на ветер они не бросали?..
Я уверена, что когда-нибудь мы поймем и оценим это поколение по достоинству. Но только нуждаются ли сами “шестидесятники” в подобной реабилитации? Они еще в том возрасте, когда и сами могут постоять за себя, их время не ушло. И яркое тому подтверждение – поэт-“шестидесятник” Роман Солнцев.