Старость ее дома не застанет

Нину Павловну Стешенко я встретила в подъезде – она вышла, чтобы открыть мне железную дверь.

Нину Павловну Стешенко я встретила в подъезде – она вышла, чтобы открыть мне железную дверь. Знакомая добрая улыбка, веселый взгляд светлых глаз. Элегантное пальто, модный берет и ботиночки на каблучках – небольших, но каблучках. Легко поднимается по ступеням. Ну кто скажет, что Нине Павловне уже далеко за восемьдесят?


Расскажу об этой женщине то, что сумела узнать от нее самой.


Нина в юности. (Фото из семейного архива)Когда же это было? Давно, очень давно. С детства влюбленная в музыку, в красоту и таинство танца, она мечтала о театре, о сцене. Но вот родители не хотели видеть дочь артисткой. Нет и нет! Судьбу девочки решил счастливый случай. В их маленький городок приезжает художественный руководитель алма-атинской филармонии. Увидев, как танцуют школьница Нина и две ее подруги, он обещает прислать вызов в студию филармонии. Мечта сбывалась – вызов пришел. Отец сдался и отпустил дочку учиться в Алма-Ату.


Но вернемся в день сегодняшний. Мы сидим на диване в уютной комнате бывшей балерины. За тонкими шторами, за стеклами окна сумерки. Мягкий свет люстры освещает портреты, картины, рисунки на стенах. Цветы на подоконнике, цветы на столике и на полу на узорчатых подставках. И кажется, что мы в саду, и не золотистая штора на окне, а лучи солнца вдруг пробили тяжелые тучи и заглянули в комнату. И ожили портреты.


Слышу я, слышит она сама музыку Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, и прошлое проступает ярче. Вот она недавняя школьница, теперь ученица студии в филармонии, потом актриса в алма-атинском театре. Началась интересная, новая жизнь. С труппой передвижного театра Нина танцует в Краснодаре, Новороссийске, Чимкенте, Таганроге. В суровом 1942 году судьба сводит ее… с кем бы вы думали? С Галиной Улановой!


И в военное время жизнь и духовный мир человека питало искусство, которое проникало и в госпитали, и в залы, где собирались уходившие на фронт новобранцы. А у артистов были долгие репетиции в холодном, нетопленном помещении. В короткие минуты отдыха они кутались в платки и пальто. “Уставали и отчаивались – все было. Но не знавшая усталости Уланова, всегда быстрая и стремительная, своим задором и энергией увлекала за собой”. С ней танцевала молоденькая Нина в “Лебедином озере”, “Жизели”, “Бахчисарайском фонтане”.


Гремели бои, рвались бомбы, горели села и города. Одна за другой уезжали в действующую армию бригады артистов. Среди них и моя собеседница, ее боевые товарищи – музыканты, певцы, танцоры. Вот они едут двенадцатый день до станции Бологое между Москвой и Ленинградом. Все слышнее канонада, далекие глухие взрывы. Война совсем близко.


А этот снимок сделан 6 мая 2004-го. (Фото Н.Курамшина.)Выступали в частях на грузовиках с откинутыми бортами. Бойцы располагались прямо на траве, на земле. Однажды, когда надо было выходить Нине, совсем близко разорвалась мина. Но на войне как на войне! И молодая балерина танцует восточный танец. Ей аплодируют, как и всем другим, несут букеты полевых цветов. И эти цветы с родных полей, и музыка, и танцы из классического балета – тоже удар по врагу.


А вот уже и мирное время, снова Алма-Ата. Потом Саранск, Новосибирск. Всей душой полюбила Нина Павловна сибирский город, его проспекты, улицы и, конечно, театр. И опять было и “Лебединое озеро”, и “Раймонда”, и “Жизель”, и “Бахчисарайский фонтан”.


Но здоровье подвело. Врачи вынесли вердикт – оставить сцену. Но сдаваться балерина не собиралась: “Нельзя танцевать самой – буду учить детей, и не просто танцам, а классическим танцам”.


Судьба привела ее в Казань. В 1959 году она пришла в 127-ю школу, позднее – в клуб им.Кирова. Желающих заниматься у балерины было много. Всегда ровная, спокойная, с одобряющей открытой улыбкой, очень терпеливая в занятиях с детьми, она быстро завоевала уважение тех, кто ее знал. А дети старались изо всех сил. И вот уже первые спектакли на школьной сцене: “Белоснежка и семь гномов”, “Дюймовочка”, “Космос”… Снова аплодисменты, цветы.


Позднее, когда и уроки танца давать стало трудно, бывшая балерина приходит в совет ветеранов-учителей Приволжского района. Идет уже 1990 год. Нину Павловну избирают председателем совета. Обязанностей у нее – как говорят, вагон и маленькая тележка. Уточняются списки ветеранов войны и труда, инвалидов, одиноких и тяжелобольных пенсионеров. Помнят ли о них там, где работали они многие годы? И выходят члены совета на предприятия, в учреждения, если надо, идут в администрацию района, в городской совет ветеранов.


Еще один, очень важный пласт ветеранской заботы – патриотическое воспитание молодежи. В двадцати шести школах района есть музеи боевой славы. В школе №78 – музей подводников. В 52-й – музей летчицы М.Сыртлановой, в 16-й – музей учителей – участников Великой Отечественной войны. Вместе с ребятами ветераны составляют планы работы музеев, которые являются неформальными центрами военно-патриотического воспитания. Активная жизнь Нины Павловны продолжается – ну и что ж, что недавно стукнуло 86 лет! Она засыпает с мыслью о том, что сделать завтра, а просыпается в тревоге – успеть бы завершить то, что задумано. Вот уж кого старость не застанет дома!


– Очень люблю нашу Казань, – признается Нина Павловна. – Мне кажется, что слышу, как читает стихи Джалиль на площади у Кремля, вижу, как выходит из ворот башни красавица Сююмбике и, откинув длинные косы, подходит к новой мечети Кул Шариф. Слышу гул поезда в нашем Казанском метро – дожить бы до открытия первой линии. Скоро большой праздник – тысячелетие Казани. Надо дождаться его, надо! Ведь я еще чувствую себя нужной людям – ко мне обращаются за советом ветераны, навещают бывшие ученики, друзья. Их у меня много…


Елена БЕРГЕР.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще