Село озер, садов и песен

Жители алексеевского села Куркуль не без гордости называют своих дальних предков – вольное казацкое сословие юга России.

Жители алексеевского села Куркуль не без гордости называют своих дальних предков – вольное казацкое сословие юга России. От него они сохранили основательность, особый уклад жизни, любовь к раздольным песням и садам, которыми на всю округу славилось это село.


Опора царя и Отечества


По-разному трактуют название этого села. Одни связывают его происхождение с татарским словосочетанием “кыры-куль”, означающим “сухое озеро”. Первоначально село действительно располагалось в суходолье, откуда его жители позднее переселились в долину озер.


Другие, также не без основания, в основу названия кладут состоятельность, обособленность, замкнутый образ жизни куркульцев. Во времена Ивана Грозного, прибыв с миссией утверждения завоеваний России и установления в этом регионе православия, вольное казачество, отражая набеги, вело замкнутое, патриархальное хозяйство, занимаясь земледелием, садоводством, развивая ремесла.


– В нашем музее представлено немало экспонатов самобытной материальной культуры этого села, – рассказывает директор районного краеведческого музея Л.Абрамова. – Вы посмотрите, какая прекрасная работа – русский сарафан ручного шитья, переданный музею ветераном села П.Елиной. А вот старинная зыбка и так называемые “воробы” – большие деревянные колеса для пряжи и сматывания шерстяных ниток. А еще в этом селе сохранилось высочайшее мастерство вышивания икон бисером.


Село всегда было на особом счету у государства. Ему покровительствовал сподвижник Петра Первого, губернатор Казанский и Астраханский граф Апраксин. Даже в жестокую пору крепостничества, во времена правления Екатерины Второй никто не посмел посягнуть на вольности государственных крестьян, которые всегда оставались опорой царя и Отечества.


На своих конях призывались они на военную службу, мужественно, с казацкой отвагой сражались в Первую мировую войну, многие награждены Георгиевскими крестами. И еще об одном наследии казацкого сословия. По общему признанию, в Куркуле самые красивые и стройные девушки, которым от парней отбоя нет.


В одних руках и плуг, и автомат


С преподавателем средней школы Н.Макаровой, собравшей богатый материал об истории села, беседуем в учительской в перерыве между уроками.


– В исторических оценках мы зачастую впадаем в крайности, – говорит она. – Раньше утверждали, что до революции 1917 года все было плохо, сейчас же утверждаем обратное. А ведь крестьянину всегда жилось нелегко.


В начале двадцатого века даже в этом вольном селе были так называемые курные избы, то есть без труб, и топились они по-черному. Зимой вместе с людьми в них находился и скот. Одежда была домотканая, основная обувь – лапти. Только когда деревенский парень шел под венец, он надевал сапоги, хранившиеся у церковного старосты. Не надо забывать, что земельные наделы давались только на мужчин и семьи, где преобладали женщины, просто бедствовали.


Из-за великой нужды многие куркульцы подавались в Казань, где в Адмиралтейской слободе замачивали, морили дубы, из которых строили суда. Среди сельчан и сегодня бытует поговорка: “Оделся тепло, как в Уральск с рыбой”. Это о рыбаках, которые в давние времена ловили в Каме рыбу и везли ее на Урал в обмен на соль. Большинство домов были ветхими, с соломенными крышами, и пожар, случившийся в начале минувшего века, спалил большую часть села.


Не принесли блага для крестьян и революционные преобразования. Голод, продразверстка, раскулачивание не только ликвидировали предприимчивых, деловых односельчан Волжанкиных, Гордеевых, Косовых и других, но и навсегда загубили и жизнеобеспечивающие ремесла, шерстобойки, крупорушки, маслобойки, кирпичный завод, тринадцать ветряных мельниц. Единственная мельница богатой женщины Макарихи, работающая на дизельном двигателе, сгорела в двадцатом году.


Потом неимоверными усилиями вновь восстанавливали крестьянские хозяйства, провели коллективизацию. Заметим, что первый колхоз “Ясная поляна”, созданный еще в 1929 году, сохранил свое название до настоящего времени. За первое десятилетие до начала войны он круто повернул свою жизнь к лучшему, яснополянцы приобрели жатки, трактора, комбайны, автомашины, заложили сад, завели пасеку, овощное хозяйство, подняли продуктивность полей и ферм, развернули капитальное строительство.


Новое потрясение принесла Великая Отечественная война, забравшая почти всех мужчин, многие из которых остались на поле брани.


– Мы только-только вернулись с морских учений, – вспоминает Ф.Марусин, бывший фронтовик, а ныне руководитель хора ветеранов, несмотря на свои 85 лет, энергичный, жизнерадостный человек, – а на рассвете 22 июня весь экипаж нашего крейсера “Молотов” был поднят по тревоге и вступил в бой.


Одиннадцать рейдов с военными грузами, техникой, солдатами под яростной бомбежкой фашистских стервятников совершили они из Поти в Севастополь. А в июне 1942 года под Феодосией немецкие торпедоносцы снесли корму у крейсера. Смертельно раненный, он своим ходом чудом дошел до берега. Потом были жестокие бои на эсминце “Сильный”, на котором Федор Михайлович получил серьезное ранение, на него в Куркуль даже пришла похоронка.


– Мне посчастливилось выжить, – добавляет мой собеседник, – а вот младшего брата Алексея в последний раз я встретил во время побывки на родине по ранению. Погибли друзья-однополчане Семочкин, Летников, Наумов и другие.


Храм во славу Святой Троицы


Немалые потери понесло село не только от военных потрясений, но и от последующих перестроек, различных экспериментов. Вдвое сократилось количество домов.


Возрождение села началось в начале девяностых, когда “Ясная поляна” стала подсобным хозяйством молочно-консервного комбината. Основательно, по всем направлениям, взялся за перевооружение производства, обновление села его тогдашний директор Г.Боровиков, с именем которого связаны добрые перемены не только в Куркуле, но и в райцентре Алексеевское.


О масштабах капиталовложений в развитие хозяйства говорит тот факт, что только за пять лет стоимость его основных фондов с четырех миллионов рублей возросла более чем до 30, то есть увеличилась почти в десять раз. Построены лучший в районе крытый зерноток, склады, мельница, механизированные площадки для скота, реконструированы и благоустроены все животноводческие помещения, возведено около двух десятков жилых домов.


В центре села, в окружении озер и берез, возвышается красивейшее деревянное здание православной церкви, у входа в которую на гранитной доске высечено: “Сей храм во славу Святой Троицы построен в 2002-2003 годах попечением и трудами Леонида Григорьевича Наумова при содействии и помощи Алексея Ивановича Демидова, благотворением и тщением прихожан”.


Печальная судьба здешней церкви сродни многим православным храмам. В тридцатых годах ее закрыли, потом превратили в зерносклад, а затем она по ветхости разрушилась. Инициатором строительства нового здания выступил односельчанин, доктор технических наук, генеральный директор ОАО “ПАТП-1” г.Казани Л.Наумов. Под его патронажем по социальному проекту было заказано деревянное здание, которое поставили на прежнее церковное основание. С высоким мастерством были проведены установка полов, куполов, внутренняя отделка с благоустройством и асфальтированием прилегающей территории.


В комплексе со строительством храма по инициативе главы администрации района А.Демидова был реконструирован Дом культуры, капитально отремонтированы школа, магазины, очищены озера, сооружен монумент воинской славы, асфальтирована центральная улица, и в день открытия Троицкой церкви вся деревня предстала в обновленном виде.


– Не одно десятилетие покровительница нашего села – икона Пресвятой Богородицы Скоропослушницы, еще до революции написанная в Афоне, – говорит священник Павел, – бережно хранилась сельчанами, переходя от одной семьи к другой. И вот теперь она заняла в храме центральное место. Сохранены и другие иконы, фрагменты иконостаса. А недавно из Москвы я привез запрестольный крест, купель для крещения, церковные хоругви. И от имени прихожан, всех сельчан низко кланяюсь и передаю глубокую благодарность Леониду Григорьевичу Наумову за бескорыстный дар во имя их духовного возрождения, обретения веры, надежды, любви.


Отрадно, что в предполагаемом туристическом маршруте Казань – Алексеевское – прародина венгров Большие Тиганы появилось еще одно наименование – село Куркуль, садовый, песенный казацкий островок с прекрасным творением мастеров – деревянной Троицкой церковью.


Геннадий АБРАМОВ.


Наш соб.корр.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще