Нет повести печальнее на свете – застрять в грязи у Русской Киремети…

Киреметей в Аксубаевском районе, как говорят, пруд пруди.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Киреметей в Аксубаевском районе, как говорят, пруд пруди. Так некогда чуваши-язычники называли места жертвоприношений, которые обустраивали при каждом своем селении. А впоследствии Киреметями стали именоваться и населенные пункты, расположившиеся на берегах речки Киреметки: Киреметь, Старая Киреметь (или Верхняя, оттуда родом известный татарский поэт Хасан Туфан), Ново-Татарская Киреметь, Русская Киреметь. Как, например, возникла последняя? В нескольких верстах от просто Киремети, где проживали чуваши, поселились русские и, не мудрствуя, тоже назвали свою деревню Киреметью, но с добавкой – Русская.


Все упирается в дорогу

Весной или осенью, когда тает снег и льют дожди, в Русскую Киреметь не проехать – все вокруг превращается в непролазную грязь. Не случайно аксубаевцы в насмешку зовут ее “Грязной Киреметью”. Увы, вот уже много лет дорожная тема является проблемой номер один для Русской Киремети. Нужно преодолеть пять километров бездорожья, чтобы выбраться на центральный асфальт, ведущий к райцентру. Но строить дорогу не торопятся – денег нет. Кстати, нынешний глава администрации района Ильхам Валеев, народный депутат РТ прошлого созыва, обещал, говорят, сделать дорогу. И вроде бы даже деньги на строительство были выделены. Но свое обещание глава, к сожалению, не выполнил. А деньги, говорят, пошли на строительство моста через Каму.


А вот соседнее Новое Демкино хоть на ВДНХ представляй – здесь заасфальтированы не только дорога до центральной трассы, но и все улочки внутри села. А сельский Дом культуры сельским назвать язык не поворачивается – евроремонт в нем сделан не хуже, чем в городе. В Новодемкинской школе, носящей имя татарского писателя Наджипа Думави, который родился в этой деревне, работает очень приличный музей. Говорят, потому так выделяется Новое Демкино на фоне других сел, что живут в нем родственники больших начальников не только районного, но и республиканского значения. Не дают захиреть родной сторонке.


Впрочем, и Русская Киреметь может похвастать не менее (и даже более) выдающимися земляками. Отсюда родом, например, Герой Советского Союза, повторивший в годы Великой Отечественной войны подвиг Александра Матросова, – Филипп Николаевич Мазилин. Его именем названа улица в райцентре. Но в школе Русской Киремети нет музея, носящего имя Героя, разве что библиотекарь Валентина Лаврентьева в силу своей должности собрала о нем кое-какие сведения.


А фамилия Мазилиных и сейчас в Русской Киремети весьма распространена. Так, Владимир Михайлович Мазилин – руководитель КП “Восход”. Но он, говорят, всего лишь однофамилец Героя. В настоящее время в Русской Киремети проживает 352 человека, среди них много приезжих. Не так давно здесь появилось целое поселение (одиннадцать домов) беженцев из Средней Азии.


…Это своеобразное русское село в окружении татарских и чувашских селений по старинной русской традиции состоит из нескольких небольших порядков (территорий), каждый из которых имеет свое название: Пеньковка, Балдуиха, Лашевка, Киреметь.


Клад в Лашевской церкви до сих пор не найден

Вообще, Русская Киреметь – старинное село, возникновение которого связано с историей колонизации Казанского края царской Россией. Как известно, в те времена, после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, повсеместно начали строить засечные крепости. Их цель – укрепление границ присоединенных земель и их защита от постоянных набегов кочевников: башкир, киргизов, кипчаков… В засечные крепости направлялись “служилые люди” и бояре, которые везли с собой и своих крепостных крестьян из центральных областей России. Князь Хованский был одним из трехсот бояр, посланных царем в Казанский край для освоения завоеванных земель. Он облюбовал себе место на живописном берегу речки Киреметки в семи верстах от Старой Киремети (там проживали “служилые татары” и чуваши-язычники). Кругом стоял дремучий лес. Князь приказал “служилым людям” рубить лес и ставить на этом месте избы. Как только их поставили, Хованский тут же привез крестьян из Волчьей слободы, занятых на тот момент на строительстве Новошешминской крепости, и поселил их в новом имении. Свою деревню крестьяне назвали Пеньковкой. В последующие годы рядом с Пеньковкой поселился отставной капитан Иван Балдуев со своими крепостными душами и прислугой. Эту часть селения стали называть Балдуихой. Однако в официальных документах обе новопоселенные деревни – Пеньковка и Балдуиха – писались: Русская Киреметь.


После крестьянских волнений 1862 года Хованский отказался от своего имения и продал его родственникам – приближенным к царскому двору Новосельцеву и царскому чиновнику Жукову. Новосельцевы постоянно жили в Петербурге, в Киреметское имение приезжали очень редко, а дела здесь вел их управляющий Абсалямов. А Жуковы жили в Лаишеве. Но после смерти мужа вдова статского советника Наталья Алексеевна Жукова переехала в Русскую Киреметь и поселилась за речкой, на бугре. Эту часть села стали называть Лашевкой, то есть поместьем лаишевской барыни. И первое, что сделала эта барыня, принялась строить церковь. Может, это было даже не ее явное желание, а желание властей, насаждавших христианскую веру в тех местах. Потому как крестьяне Русской Киремети и других близлежащих сел, не имевшие своей церкви, вынуждены были ходить за несколько верст в Аксубаевский приход. И местное духовенство жаловалось, что крестьяне-татары отходят от христианской веры, переходят в мусульманскую, а чуваши на шее носят кресты, но предпочитают совершать свои языческие обряды.


Мастеров каменных дел помещица привезла из Лаишева. По документам, церковь была построена в 1867 году и наименована “Казанско-Богородицкой в сельце Дмитрьевском” (часть села возле церкви стала называться Дмитриевкой). Но в народе новое название не прижилось. Крестьяне по-прежнему именовали свой “порядок” Лашевкой. И поныне так его зовут.


На диво крепкой оказалась церковь, построенная помещицей Жуковой. Ее несколько обезображенный временем корпус с куполом виден издалека. Вот уже двенадцать лет церковь действует. Долгое время в ней работал батюшка Александр, сейчас – батюшка Георгий.


Нынешний завклубом Русской Киремети Юрий Лаврентьев признался, что все его детство прошло рядом с этой церковью. Сколько раз вместе с друзьями пытался отыскать старинный клад, увы… Существует легенда о том, что в церкви под алтарем похоронен вместе с золотой книгой и другими церковными богатствами священник.


Сегодня Русская Киреметь переживает далеко не лучшие времена. КП “Восход” за глаза называют “закатом”. А ведь когда-то это был крупнейший в республике совхоз-миллионер, в состав которого входили четыре деревни. В 60-е годы здесь работал мощный свинокомплекс, в котором содержались 15 тысяч свиней. Говорят, москвичи специально приезжали сюда за мясом. Теперь от былого величия остались лишь полуразрушенные стены. Впрочем, жители Русской Киремети уверяют, что ситуация стала улучшаться, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Например, по сбору зерна в 2002 году “Восход” занял второе место по Аксубаевскому району, собрав 40 центнеров с гектара.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще