Живописное бавлинское село Потапово-Тумбарла – одно из самых старинных в своей округе. Основано оно, судя по некоторым источникам, в конце XVIII века. Однако по преданию, еще за много лет до этого жил здесь с женой и детьми беглый мужик из крепостных крестьян. Был он роста огромного, силушки немереной, а посему окрестные жители к его имени Михайло добавляли от себя еще и отчество Потапыч – так звали властвовавших в местных краях медведей.
При силе своей богатырской отличался Потапыч нравом добродушным. Никого не обижал, но себя и односельчан в обиду не давал. В чем убеждались не однажды ватаги черемисов – лихих людей с Зауралья, которым также приглянулись угодья, где обосновался Потапыч. Еще бы, ведь край тот обилен был и зверьем, и рыбою в чистой речке, и грибами-ягодами, и лугами с травой по пояс.
Вот и лелеяли пришлые людишки замысел согнать насильно Потапыча и его соседей с уже обихоженной благодатной земли. Однако не тут-то было. Вышел как-то навстречу гурьбе захватчиков Потапыч и мирно обратился к ним: “Ребятушки, ну почто именно на наши пашни-то рот раззявили? Гляньте-ка, просторы вокруг какие, всем места хватит. Селитесь по соседству, плодитесь. А ежели вас пугает, что кое-где участки под поля у дубрав надобно будет отвоевать, то это ведь совсем легко делается. Вот так…”
Со словами этими вырвал богатырь из земли матерый дуб и как бы невзначай, играючи махнул им из стороны в сторону. Да так, что попадали из седел десятка два окруживших его всадников-ворогов. После этого у налетчиков охота претендовать на здешние земли пропала.
Относились земляки к Потапычу с почтением безмерным, потому и поселение свое лесное, потихоньку растущее, окрестили в честь предводителя и главной своей надежи – Потапычево. А со временем оно укоротилось до Потапово. Затем к нему добавилось слово Тумбарла, что можно перевести с чувашского языка, как “глиняное место”. Пригодной для разных изделий глины тут исстари действительно было много. Посему и легендарный Потапыч слыл отличным горшечником, и после него в селе мастеровитые гончары не переводились.
Славилось это поселение и умелыми земледельцами да скотоводами. Ну а женщины здешние искусно владели, почитай сызмальства, не только серпами в полях и цепами на обмолоте снопов, но и прялками, спицами. В долгие зимние вечера из-под их рук выходили изящные холщовые полотна, шерстяные и другие изделия.
Особой приметой Потапово-Тумбарлы в старину являлось то, что там никогда не было каких-либо представителей царской власти со стороны. Все общинные вопросы, связанные со строительством, с выделением мест под сенокосы, пастьбу, прочими повседневными делами жители решали на сходах.
С расширением земли, отвоеванной у дубрав, луговых неудобий под пахоту, росло и село. В 1886 году в Потапово-Тумбарле появилась своя церковно-приходская школа, чем местные жители очень гордились.
Сейчас в селе, кроме отличной средней школы, немало других социально-бытовых, культурных объектов. Дома здесь газифицированы, есть водопровод, паровое отопление, иные удобства.
Стало же Потапово-Тумбарла столь благоустроенным в основном благодаря коллективу “Татнефти”, сделавшему его в начале 1992 года своим сельскохозяйственным подразделением. Нефтяники не пожалели средств на развитие села. И трудолюбивые потаповотумбарлинцы их не подвели. Сельхозкооператив “Березовский”, возникший на базе их села, вошел в число лучших как в районе, так и в целом по нефтяному региону республики.
Умеют в селе и хорошо отдыхать. Причем праздники здесь многоцветны по национальному колориту. Наряду с чувашами и удмуртами, составляющими основное население Потапово-Тумбарлы, здесь живут русские, татары, украинцы, представители иных народов. Вот и веселятся они, то, скажем, на татарском сабантуе, то на чувашском акатуе…
Юные жители этого села отличаются пристрастным отношением к родной земле. Вот, к примеру, взяли под охрану те места в округе, где растут занесенные в Красную книгу растения, а также те, что облюбовали для гнездовий дербник, балабан, веретенник большой, перепела, другие редкие в Татарстане птицы.
Краеведение – один из любимых у местной ребятни школьных предметов. Они с удовольствием рассказывают гостям об истории села, об интересных событиях, здесь случившихся. К примеру, о том, как один из выращенных потаповотумбарлинцами коней по кличке Аргон завоевал однажды на республиканских соревнованиях главный приз. С понятной гордостью повествуют и о прославленном своем односельчанине Василии Романовиче Матвееве – многократном чемпионе мира среди ветеранов по лыжам и бегу, на счету которого множество золотых, серебряных и бронзовых медалей, завоеванных на соревнованиях самого разного, в том числе, международного уровня.
Активно приобщается потаповотумбарлинская ребятня и к нравственным, культурным традициям предков, для чего взрослые жители села создают им все условия и в детском саду, и в школе, и в семьях, руководствуясь мудрой татарской пословицей: что птенец в гнезде увидит, то и в полете повторит.
И еще один штрих к портрету Потапово-Тумбарлы. Население села за последние полтора десятка лет прибыло здесь более чем на две сотни жителей. Значит, подрастают в селе женихи да невесты. Значит, есть у него будущее.