В Аксарине ребята хваткие…

Само название этой деревни давно уже стало у заинцев синонимом предприимчивости.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Само название этой деревни давно уже стало у заинцев синонимом предприимчивости. Кто с незапамятных времен торгует в райцентре ранней весенней рассадой? Аксаринские. Чье молоко со сметаной нарасхват в рыночные дни? Аксаринских. Кто в самые трудные времена умудрился сохранить скотину и на частном подворье, и на общественном дворе? Опять-таки они. Говорят, положи аксаринским палец в рот – отхватят, не моргнув. Хитрованы еще те! Но ведь и работяги каких поискать.


Кажется, совсем не зря много лет назад именно так назвали это поселение. Как утверждает известный историк Л.Ш.Арсланов, название “Аксар” привезли с собой марийцы, переселившиеся сюда в период строительства Закамской оборонительной черты в пятидесятые годы семнадцатого столетия. До сей поры в Медведевском районе Марий Эл существуют деревни Аксарино, Кугу Аксарка. Предполагают, что само это слово восходит к языку манси, где “охсар” означает – “лиса”.


Старожилы, однако, уверены, что рождение деревни никак нельзя относить лишь к семнадцатому веку, как это утверждают официальные источники. И тому подтверждением материалы экспедиции Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова. Эта экспедиция в 1977 году обнаружила в окрестностях села фрагменты керамики, изготовленной 3-3,5 тысячи лет назад. А ведь это – бронзовый век! Одно известно точно: в первой половине восемнадцатого века тут уже жили казанские татары. Третья ревизия 1763 года зафиксировала в Аксарине двадцать пять человек мужского пола в десяти дворах. Но вот ведь что любопытно: аксаринские татары там же записаны … крещеными. Так оно и было, оказывается. Когда в село нагрянули воины Ивана Грозного, гласят местные легенды, здесь всех поголовно крестили. Царской силе аксаринцы подчинились безропотно. Мол, надо так надо, что тут спорить-то? Но стоило приутихнуть страстям, жители деревушки дружно вернулись к вере предков.


Неугомонные селяне то и дело попадали в какие-то заварушки, и потому упоминание села можно нередко встретить в исторических документах. К примеру, именно аксаринский старшина Аренкул Асеев возглавил самый крупный в Заинском округе отряд пугачевских повстанцев в шестьсот человек.


Как бы то ни было, но селение быстро разрасталось. Уже десятая ревизия 1858 года сообщала, что население тут имеется в количестве 429 душ и относится к разряду государственных крестьян. Народ был грамотный. Тому способствовали два медресе при здешней мечети. И жили они по тем временам отнюдь не бедно. Были в деревне и две ветряные мельницы. С весны крестьяне выходили на пашню, а осенью, убрав урожай в закрома, многие шли в отходничество, занимались извозом. Да и ремесленники тут были знатные. Гнули колеса для телег и саней, шили полога.


Славились и здешние холсты. Между прочим, известный татарский писатель Рабит Батулла даже сделал на республиканском телевидении большую передачу, в которой рассказал о знаменитых аксаринских полотенцах. Искусство вышивания тут передается по наследству. Правильно держать иголку в руках умеют и самые маленькие девчушки. А уж когда на районных праздниках местные жительницы выставляют свое творчество на суд зрителей, то к этим стендам бывает трудно пробиться. Всеми цветами радуги переливаются тонкие узоры, переплетаясь меж собой и образуя удивительной красоты орнамент. При этом каждый завиток несет какую-то информацию, рассказывая посвященным о той, что держала в руках наперсток.


Секрет благополучия аксаринцев, наверное, все-таки стоит поискать в их трудолюбии, в желании жить сегодня лучше, чем вчера. Даже до революции благосостояние жителей этого села немало отличалось от уровня жизни соседей. Данные переписи 1912 года дают повод для размышлений. Судите сами: на 199 дворов, где жили более тысячи человек, приходилось около тысячи десятин земли в частном пользовании. Только в сорока дворах не было лошадей, зато на других подворьях и по две, и по три. Та же перепись зафиксировала здесь 1275 голов крупного рогатого скота. Немалое стадо, надо заметить. К тому же практически каждая семья занималась и земледелием, и кустарными промыслами. Кто пахал и сеял на собственной земле, а кто шел в вольнонаемные рабочие в имение “Аксаринская дача” купца Стахеева. В этих окрестностях Стахееву принадлежали около полутора тысяч десятин земли, в том числе чуть менее восьмисот гектаров богатого живностью леса.


Кстати, совсем недавно с удивлением узнала, что моего шипкинского деда Сунгатуллу, офицера царской армии, купец Стахеев в свое время пригласил в управляющие этим самым Аксаринским имением, где дед и проработал благополучно до того дня, когда его, как работодателя, раскулачили. Земли отошли в общественное пользование, и в 1929 здесь был организован колхоз “Кзыл Октябрь”. Первым его председателем стал петроградский рабочий, “двадцатипятитысячник” Нурулла Яруллин.


Судьба хозяйства была довольно благополучной. Особых реорганизаций оно не переживало, лишь укрупнялось в тридцатые, став затем колхозом имени ХХI партсъезда, и раздробилось в девяностые. Часть земель ушла фермерам, а правопреемник колхоза теперь именуется кооперативом “Нур”. Но при любой власти колхоз всегда был на слуху. Работать тут умели. Совсем не зря именно отсюда вышли Герой Социалистического Труда Мария Хуснутдинова и лауреат Госпремии СССР Фарит Миннебаев. Оба – поразительной судьбы люди. Трудовой путь Марии Николаевны, к примеру, начался в 1937 году в школе. Но беспокойная ее натура, видно-таки, взяла свое. И в шестидесятом году она добровольно вызвалась возглавить комплексную бригаду в Аксарине. С энтузиазмом взялась бывшая учительница за дело. В основе хозяйствования аксаринцев испокон веков лежало растениеводство, и уж на этой базе основывалось


животноводство. Неугомонной бригадирше удалось за четыре года вывести свое подразделение в число лучших в районе. Был получен рекордный по тем временам урожай зерновых, сахарной свеклы, кукурузы. Именно тогда бригада была представлена на ВДНХ СССР, а Мария Николаевна удостоена бронзовой медали этой выставки.


Многое было тогда сделано в Аксарине. Заново отстроили животноводческий комплекс, полностью его механизировали. Кстати, один из первых механизированных токов появился именно в аксаринской бригаде колхоза. Тогда же построили Дом культуры с широкоформатным экраном. Полностью электрифицировали село, вода пришла в каждый дом. А в 1966 году все село праздновало радостное событие – Марии Николаевне Хуснутдиновой присвоили звание Героя Социалистического Труда.


В 1984 году аксаринцы вновь прогремели на всю страну. Теперь “виновником” стал тридцатипятилетний свекловод Фарит Миннебаев. Возглавив свекловодческое звено, Фарит Нурмухаметович задался целью полностью механизировать трудоемкий процесс уборки сладких корней. (Рыдайте, французы, со своими комбайнами – все уже давно до вас было придумано!) Аксаринский “левша” сконструировал и в условиях колхозной мастерской изготовил двухвальный доочиститель. Новая по тем временам техника изменила саму систему уборки свеклы и серьезно сократила ее сроки.


Одним из первых перешел аксаринский свекловод Миннебаев и на подряд. Прогрессивный метод дал свои результаты. Именно в те годы миннебаевскому звену удалось добиться рекордных показателей – с каждого гектара сняли триста центнеров корнеплодов. Аксаринский опыт был учтен в масштабах всей страны. На заводах стали массово изготавливать, слегка усовершенствовав, придуманную в Аксарине конструкцию. Эти доочистители сахарной свеклы и по сей день успешно используются на плантациях сладких корней.


А еще аксаринский кооператив “засветился” в республике в начале девяностых, в период внедрения на здешних полях французской технологии выращивания сахарной свеклы. Тогдашняя руководительница коллектива на одном из республиканских совещаний торжественно вручила Президенту РТ старую дедовскую тяпку. Мол, останется она теперь в истории, как и ручной труд на полях.


Еще одна характерная и, наверное, самая важная особенность этого села – молодежь свою деревню любит и уезжать за тридевять морей не рвется.


– А зачем? – пожимает плечами председатель СПК “Нива” Фаргат Камалеев, которого тоже рано в старики записывать – только-только за сорок перевалило. – Деревня благоустроена, до города всего восемь километров. Дом культуры – один из лучших в районе. Вода, газ есть. Коттеджи не хуже городских. Строиться молодым помогаем. Работой обеспечиваем, да и платим вовремя.


Фаргат Танвертович и сам в деревне человек не чужой. Родился и вырос здесь, отсюда уехал поступать в сельхозинститут, а закончив его, работал в хозяйствах района. За его плечами серьезные должности в широко известном в республике межрайонном откормочном хозяйстве “Зай”. Затем он возглавил один из лучших в районе колхозов “Алга”. И уже оттуда вернулся в родное село. Опыт, приобретенный в передовых хозяйствах, здесь пригодился. А самое главное, народ поверил в молодого председателя.


Сегодня Аксарино – одно из самых крепких сел района. Живут здесь семьсот три человека. Ежедневно на работу в близлежащий город уезжает около семидесяти. Конечно, эти руки и “Нуру” не помешали бы, но здесь особо по этому поводу не страдают. В кооперативе трудится около двухсот человек. И что важно – идет сюда работать молодежь. Если в иных хозяйствах вся надежда на пенсионеров, то тут старики на почетном отдыхе. В страду сами идут с предложениями помочь, поработать на току. Тем более что знают: их труд будет достойно и вовремя оплачен.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще