“Как, вы объездили весь Спасский район и не заехали в нашу прекрасную Кузнечиху, не написали о ней в газете? Непорядок, надо срочно исправлять оплошность. Так что ждем, приезжайте, не пожалеете, у нас так много интересного!”
На самом краешке Спасской земли
Письмо примерно такого содержания пришло к нам в редакцию. Коль народ просит – надо ехать. И вот я качу в Кузнечиху на юрком “пазике”, который дважды в неделю отправляется с Казанского автовокзала в это окраинное село Спасского района. Четыре с половиной часа езды – и вот она, Кузнечиха. Впрочем, вижу только дорожный указатель с надписью “Кузнечиха”, до самого же села, скрытого зарослями деревьев, еще надо топать километра полтора. Толпа детей ринулась к автобусу – кого-то встречают. Оказывается, меня!
Это Неля Михайловна Садреева, руководитель школьного кружка юнкоров, привела своих питомцев.
Пока шли, Неля Михайловна и ребята наперебой рассказывали о своем селе. Впервые Кузнечиха упоминается в метрической книге в 1727 году. В ту пору село имело и второе название – Петропавловское. Так назывался главный придел в местной Покровской церкви. До сих пор кузнечихинцы, разговаривая, заметно нажимают на букву “о”. Можно предположить, что первыми поселенцами здесь были выходцы из Нижегородской земли: у них такой же окающий говор. Кстати, под Нижним существует село с таким же названием, как у нас, – Кузнечиха.
В середине ХIХ века в Кузнечихе обосновались три помещичьи усадьбы: первая принадлежала братьям-князьям Дмитрию, Петру и Николаю Дадиани из рода грузинских царей, вторым имением владел коллежский регистратор Дмитрий Колбецкий, третьим – подпоручик Михаил Немирович-Данченко (родственник знаменитого Немировича-Данченко). В ту пору в Кузнечихе проживало более полутора тысяч крепостных крестьян. А к 1901 году жителей насчитывалось уже 3 тысячи.
В 1878 году случился пожар – деревянная церковь сгорела. И тогда помещик Немирович-Данченко построил на этом же месте каменную церковь. Судьба этого храма, как и многих других после революции, была грустной: его закрыли, организовав там склад, колокольню разрушили. Но года два назад силами все той же неугомонной Нели Садреевой, ее учеников, родителей храм восстановили (хотя до полного восстановления пока далеко – слишком большие для этого нужны деньги), и 15 октября 2001 года здесь состоялся первый молебен.
Кстати, в Кузнечихе есть еще одна церковь – Обновления Христа Господня в Иерусалиме, она была построена в 1904 году помещицей Натальей Колбецкой. Этот оригинальный по архитектуре храм все в округе зовут “каменным цветком” – так он красив. Увы, в настоящее время храм заброшен.
Пока шли, разговаривали, останавливались, чтобы посмотреть на ту или иную достопримечательность, стало смеркаться. Но вечерний чай отложили на потом. Неля Михайловна предложила заглянуть в Кузнечихинский музей, ее детище, недавно получивший статус филиала Болгарского музея-заповедника.
И вот размыкаем большой амбарный замок, распахиваем ставни на окнах. Внутри музей как музей – с витринами и стеллажами, с черепками древней посуды, предметами старинной утвари и так далее. Все это собиралось по крупицам, в первую очередь самой Нелей Михайловной, ее учениками, родителями.
Музей этот необыкновенный, и реликвии здесь собраны уникальные, потому что современная Кузнечиха расположена на месте одного их древнейших городов Волжской Булгарии – Сувара. В домонгольский период этот город был значительно больше Болгара. Но, дотла разоренный кочевниками, Сувар потом так и не смог возродиться.
Археологи только-только приступили к раскопкам и тщательному изучению загадочного Сувара. Загадочного еще потому, что на него претендуют чуваши, которые считают эти места своей исторической родиной. Туристы из Чувашии – нередкие гости в Кузнечихе. Но вопрос об этнической принадлежности суварцев пока остается открытым.
Неля Михайловна часа два рассказывала о своем музее и о Суваре. Уже совсем стемнело, но мы не включали свет, и я, мысленно примерив на себя старинные оригинальные подвески, найденные кем-то из жителей Кузнечихи на собственном огороде, невольно представила себя жительницей Сувара… Мы, наверное, проговорили бы до самого утра, но тут в окно постучал Нелин муж Саша, мол, чай с пирогами на столе стынут. И потом, завтра с утра предстоит поход на место раскопок, где работают казанские археологи. У них там какое-то открытие…
Горшочек с маслом – привет из Сувара
Утром мы отправились на раскопки – это километров пять от села. Лошадь резво тащила повозку, на которой, кроме возницы, сидели мы с Нелей Михайловной.
По дороге, а мы как раз проезжали мимо крохотной деревеньки в несколько домов с названием Татарский Городок, Неля Михайловна рассказала забавную историю. Как-то вскоре после войны жившая здесь семья Ибрагимовых стала рыть погреб. И вырыл глава семейства старинный глиняный, хорошо упакованный горшок. И оказалось в том горшке топленое масло, да не простое, лет ему от роду этак 700 – изготовили то масло еще в Суваре, это потом археологи определили (суварцы знали секреты долгосрочного хранения масла). Родители между тем ушли на работу и строго-настрого наказали детям к горшку не прикасаться. А есть страсть как хочется. И тогда самый бойкий, Равиль, откупорил злополучный горшок с маслом и первым из детей залез в него ручонкой. Вкусно! Родители, конечно, поругали и стали с опаской ждать последствий… Последствия проявились лишь через много лет, и очень своеобразно – Равиль Гарифзянович Ибрагимов стал директором маслозавода…
Ильгизар Газимзянов и Айрат Губайдуллин – кандидаты исторических наук, старшие научные сотрудники Национального центра археологических исследований института истории АН РТ – еще в прошлом году начали исследования Суварского городища. Но это был лишь пробный шар, разведка. А вот в августе 2003 года началась настоящая серьезная работа. И сразу сенсация.
Ученые наткнулись на некрополь. И первое захоронение открыли прямо при мне. Археологи сразу определили, что это захоронение домонгольского периода, начала ХIII века, и, по всей видимости, мусульманское. Во-первых, погребальный обряд характерен для того времени – это неглубокое захоронение, сантиметров 50, головой к югу (к Мекке). Умерший (вернее, умершая, потому что это женщина лет 20-30) в вытянутом положении. Во-вторых, отсутствие рядом каких-либо вещей тоже говорит в пользу мусульманской версии, потому что ислам запрещал класть что-либо в могилу. Еще одна интересная деталь – умершая была похоронена в деревянном гробу, о чем говорит целая россыпь найденных в захоронении металлических гвоздей, сам-то гроб за столько лет не сохранился.
Археологи планировали поработать в этих местах до конца августа, а затем с трофеями вернуться в Казань, тщательно провести исследования и определить антропологический тип жителей древнего Сувара. Возможно, очень скоро мы узнаем, к кому же было ближе племя суварцев – к болгарам или к другим племенам, например, к тем же чувашам…
Кто-кто в деревеньке живет?
Неподалеку от Кузнечихи протекает речка с забавным названием Сухая Утка. Говорят, что такое название речка получила за то, что летом в жаркую погоду она иногда так пересыхала, что даже утки не могли намочить в ней лапки. Возвращаясь с раскопок, мы как раз проезжали мимо этой самой Сухой Утки. На сей раз она была отнюдь не сухой, а очень даже мокрой. И Неля Михайловна с энтузиазмом рассказала, как совсем недавно ловила здесь рыбу. Очень был впечатляющий улов – все завидовали. Рыбалка в Кузнечихе – любимое занятие не только мужчин, но и женщин. А вообще, народ в этой деревне своеобразный: женщины запросто делают мужскую работу, а мужчины не гнушаются выполнять женскую.
Вот, к примеру, учитель ОБЖ и информатики Замиль Зиннатович Мухамадиев выращивает розы. Да такие, что глаз не оторвать. Кроме роз он выращивает также всевозможные овощи, и непременно сам же их консервирует. Повезло, однако, его жене Фирсине – той остается только банки считать, складывая их в погреб.
Борис Николаевич Янин выращивает виноград – его лозами увит весь дом. Еще Янин шьет и вяжет, да так, что женщины только вздыхают от зависти.
А вот Людмила Ивановна Филатова мастерски выжигает по дереву, и еще она классно изготавливает иконы. Серию их посвятила 1000-летию Казани и подарила главе администрации Спасского района Нугаеву.
Но круче всех, пожалуй, в Кузнечихе Анна Михайловна Данилина – она кузнец-молотобоец.
– Как же это вас, Анна Михайловна, с виду такую хрупкую, в молотобойцы занесло? – удивилась я.
Во время войны Анна Михайловна закончила курсы трактористов – пахала, боронила, сеяла, убирала хлеб. Но как-то сломался трактор, стала искать подходящую запасную деталь – и забрела в кузницу. А там старый кузнец отмахнулся от нее, мол, некогда, сама делай. Она не растерялась, взяла в руки кувалду: тук-тук… Старый кузнец потом только языком от восторга цокал – вот молодец девчонка. Так Анна осталась при кузнице.
– Ох и сильные руки я себе натренировала, – с гордостью вспоминает Данилина. – Мужики боялись со мной на ручках бороться, запросто могла положить. И уважали за это.
Но и женское свое предназначение Анна Данилина выполнила сполна – она родила семерых детей, а сейчас – бабушка четырнадцати внуков.
…Рано утром я уезжала из Кузнечихи, сжимая в руках букет чертополоха, собранного на Суварском городище. В деревне мне сказали, что чертополох помогает от сглаза и вообще приносит удачу. Вокруг Кузнечихи много растет удачи…