Свято место пусто не бывает
Сворачиваем с челнинской трассы в сторону села Средние Кирмени. И оказываемся в райском уголке, расположенном на территории Мамадышского района республики. В окружении девственной природы, рядом с речкой Кирменкой, облюбованной отрядами бобров, которые мастерски сооружают на ней плотины, находятся “Изгелэр Чишмэсе” – “Святые родники”. Название идет из глубины веков и связано с хрустальной чистотой, божественным вкусом воды, оздоровительными и лечебными ее свойствами.
Водный каскад состоит из четырнадцати ключей. И, говорят, каждый из них является чуть ли ни панацеей от определенных болезней. Вкус живительной влаги в родниках действительно имеет свои оттенки: в одном – чуть солонее, в другом – горше, в третьем – слаще… Специалисты утверждают, что сегодня в сравнении с другими родниками Татарстана качество кирменских природных источников остается одним из самых лучших.
Пять лет назад силами ОАО “Булгарнефть”, районной администрации и Среднекирменской средней школы родники были благоустроены. И сделано это было с умом – по максимуму сохранен природный ландшафт и по минимуму использованы искусственные отделочные материалы.
А люди тянутся к святому месту, дабы водицы испить и душой отдохнуть…
Тысячелетнее городище
Поднимаемся по холмистой местности. Вот и городище Кирменчук. Кругом – следы раскопов. Уже в течение семи лет студенты Елабужского государственного педагогического университета под руководством кандидата исторических наук Альберта Нигамаева проходят здесь практику по археологии, медленно, по сантиметру, докапываясь до истинной истории древнего города-крепости.
В русских летописях датой рождения Кирменчука значится 1396 год. Однако по находкам ученые определили его более древнее происхождение – конец десятого – начало одиннадцатого веков. В музее близлежащего села Средние Кирмени хранятся гвозди, ключи, ножи, горшки, монетки, золотые и серебряные украшения, найденные здесь. И наконечник веретена, изготовленный в Иране, – главное доказательство того, что город существовал еще до нашествия монголов.
– Кирменчук был построен в качестве северного форпоста Волжской Булгарии, – рассказывает учитель истории Среднекирменской школы Ренат Хайруллин. – Слово “кирмэн” означает “крепость”. В прошлом году археологи нашли фрагменты укрепления древней крепости – глубокое валоовражное сооружение, выложенное бутовым камнем. Место для города наши предки выбрали не случайно – на высоком холме, с которого окрестности просматриваются как на ладони. Да и до Камы – четырнадцать километров, так что войскам с обозами невозможно пройти такое расстояние незамеченными.
По слоям раскопов видно – деревянный город горел дважды. Примерно в 1236 году Кирменчук был разрушен монголами вместе с другими булгарскими городами Биляром и Булгаром. Однако упрямые, гордые кирменчукцы возродили его. И в городе вновь забурлила жизнь. Здесь была развита торговля, проводились ярмарки, на которые приезжали купцы из южных, восточных и западных стран, о чем свидетельствуют найденные археологами древние изделия. Через городище проходила дорога, соединяющая Запад с Востоком. Кстати, современная челнинская трасса, которая является частью федеральной автодороги Москва – Уфа, примерно повторяет маршрут дороги булгарского периода. А в царские времена по Сибирскому тракту, как тогда называли старинную дорогу, гнали на каторгу ссыльных.
– По преданиям, – продолжает Ренат Миннигаянович, – в Кирменчук часто наведывались казанская царица Сююмбике и ее муж Гарай-хан (больше известен нам как Гирей. – И.Д.). А в местечке, где Вятка сливается с Камой и где пришвартовывался Гарай, впоследствии появилась русская деревня, которую ее жители окрестили Грахань – в честь именитого татарского хана…
Когда пираты-ушкуйники напали на Кирменчук и вторично спалили его, люди покинули город, ушли в леса и основали три деревни – Русские, Средние и Малые Кирмени. А было это, по некоторым данным, в период Казанского ханства. Часть населения подалась в сторону Урала и Сибири. Там потомки булгар создавали поселения, величая их производными от названия родного города Кирменчук. Например, в сибирской тайге и сегодня существует деревня Кирмень.
– Неподалеку от городища находится пещера, – говорит уроженец Средних Кирменей, заместитель главы администрации Мамадышского района Шамил Хасанов. – Есть гипотеза, будто в ней спрятаны сокровища Казанского ханства. Старики рассказывают, что до революции местные мужики в поисках богатств спускались в пещеру. И наткнулись на железную дверь. Прошли через подземный тоннель и вышли из пещеры в километре от входа. Но, понятное дело, сокровищ не нашли…
Ханских кровей
Направляемся в село Средние Кирмени, жители которого называют себя булгарами и гордятся тем, что живут на земле своих предков.
Такие старинные, густые, величественные дубравы, каковыми украшена кирменская земля, вряд ли где еще можно увидеть. В эпоху Петра Великого отсюда для кораблестроительных нужд поставляли в Петербург дуб. Везли на лошадях по башманским лесным дорогам, которые по сегодняшний день носят это название. В здешних местах добывали бутовый камень, строительный песок, даже медь – и сейчас можно наткнуться на старинные медеплавильные ямы.
– Первые нефтяные скважины в Мамадышском районе появились в шестидесятых годах прошлого столетия рядом с селом Средние Кирмени, – констатирует Шамил Хасанов. – И впервые добыча нефти в районе началась именно здесь, причем фонтанным способом. Сегодня селение находится в окружении десяти работающих качалок…
Несмотря на присутствие нефтяников, местная природа дышит здоровьем. Помимо огромного количества родников, кирменские края имеют богатую фауну: здесь водятся ондатра, дикая норка, бурундук, кабан, лось, рысь. До недавнего времени водилась выхухоль. Лет пятнадцать назад появился бобр, прижился в благодатных местах, и сейчас там обосновались многочисленные бобровые поселения. В здешние края, между прочим, и беркуты нередко залетают.
Сегодня утопающие в садах Средние Кирмени состоят из 170 дворов, в которых проживает более четырехсот человек. Раньше селение носило имя Ханские Кирмени, поскольку основатели его – выходцы из города Кирменчук – были ханских кровей. В некотором отдалении от села расположено Ханское кладбище, сохранившее древние надгробные плиты. Правда, некоторые захоронения оказались замурованными под асфальтобетоном челнинской дороги, которую уже в наше время проложили как раз по территории старинного кладбища.
Трудолюбивый кирменский народ испокон веков сам обеспечивал себя всем необходимым. Из древесины изготавливал сани, колеса, телеги, мочалки, также обжигал горшки, валял валенки, производил снаряжение для лошадей, шил и вязал одежду. А кирменские кузнецы славились своим мастерством на всю округу и полностью удовлетворяли потребности соседей в металлоизделиях. И в настоящее время люди из окрестных селений по такой же надобности идут в Средние Кирмени – к молодому перспективному кузнецу Асхату Хасаншину.
Накормили – ценой своей свободы
То, что в жилах кирменцев течет ханская кровь, не помешало им стать активными участниками и Пугачевского восстания, и Гражданской войны. В 1918 году в Средних Кирменях располагалась одна из частей Сводной дивизии Вольдемара Азина, сыгравшей видную роль в освобождении Казани и Казанской губернии от белогвардейцев.
Годы репрессий обошли село стороной. Старожилы объясняют это тем, что среди жителей Кирменей отродясь не было стукачей, все друг за друга стояли горой. Но сельчане часто вспоминают участников одной трагической истории, произошедшей во время Великой Отечественной.
– Знаете же, каково приходилось крестьянам в войну – сами голодали, но все до последнего зернышка отправляли на фронт, – вспоминает директор Среднекирменской школы Ильдар Ибрагимов. – И как-то в период уборочной люди до такой степени обессилели, что тогдашняя председатель колхоза – двадцатидвухлетняя Ляйлебэдэр Зарипова и председатель сельсовета Маскура Янусова решили хоть как-то поддержать силы земляков – накормить их. С помощью конюха Шарифуллы ночью “заговорщики” вывезли на лошадях из колхозного амбара двадцать четыре центнера зерна. И по списку распределили его между голодающими сельчанами. Но, между прочим, себя в этот список не включили, хоть и сами еле держались на ногах. Тем не менее на следующий день троицу арестовали.
Скорый суд приговорил Ляйлебэдэр к расстрелу, Маскуру – к десяти годам лишения свободы, Шарифуллу абы – к пяти. Правда, благодаря действиям адвоката повторный суд решил заменить расстрел на десять лет заключения. Осужденные отсидели от звонка до звонка. После освобождения Ляйлебэдэр Зарипова уехала из республики. И уже в преклонном возрасте вернулась в родное село, здесь и умерла. Маскура познакомилась в Воркуте, где отбывала наказание, со своим будущим мужем – крымским татарином. И сейчас проживает в Крыму.
Каждому жителю села известно и имя Фатыхи Ахмадеевой – единственной женщины не только в Татарстане, но и в России, которая проводила на войну всех восьмерых сыновей, и ни один из них не вернулся домой. Один сын повторил подвиг Гастелло, другой – Матросова, третий – дошел до Берлина и погиб там 8 мая… Когда Фатыха апа получила известие о гибели последнего сына, она слегла и через неделю скончалась.
В Мамадыше поставлен единственный в своем роде памятник матери – Фатыхе Ахмадеевой, чьи сыновья отдали жизни за свое Отечество.
Народ музыкальный
Народная артистка Татарстана и Башкортостана, заслуженная артистка России Насифа Кадырова живет в Уфе. Но от своих дедов знает, что ее предки родом из Кирменей. Недавно сельчане вместе со своим земляком – известным татарским писателем, заместителем председателя Союза писателей РТ Шагинуром Мустафиным – пригласили Насифу Кадырову в гости. И певица приняла приглашение. Во время ее пребывания в Средних Кирменях произошел любопытный случай.
В каждой деревне есть своя доморощенная народная песня (что-то вроде гимна деревни). Перед отъездом Насифа Жаватовна попросила жителей села исполнить песню Кирменей. А потом исполнила песню деревни своих предков. Каково же было удивление всех присутствующих и самой артистки, когда выяснилось, что и слова, и мелодия народного произведения совпадают. Лишь в одном месте мотив чуть-чуть различается. То есть в течение почти двух столетий жители Кирменей из поколения в поколение бережно передавали свою народную песню. И не забывали ее, даже если судьба забрасывала их далеко от родных краев.
На этой земле родились многие знатные люди. К примеру, заслуженная артистка РТ Флюра Аглямова, долгие годы проработавшая в театре оперы и балета имени Джалиля. Доктор химических и кандидат биологических наук, ректор Московского государственного университета прикладной биотехнологии Раиф Басылов. Сноха известного башкирского поэта, Героя Соцтруда Мустая Карима – руководитель радио “Азатлык” и татарского клуба в Москве Назипа Каримова…
На слова кирменской поэтессы Нафии Юсуповой написано свыше шестидесяти песен, которые исполняют многие популярные татарские певцы, в том числе Салават, Альфия Авзалова. И вообще, жители Средних Кирменей – народ музыкальный. В республике хорошо знают семейный ансамбль Салаховых, коллектив песни и танца Среднекирменского дома культуры “Тамчылар”, лауреата многих республиканских песенных конкурсов школьника Динара Гараева. А юная певица Ландыш Ибрагимова приобрела известность и за пределами Татарстана, став победителем международного конкурса молодых исполнителей. Чистый голос Ландыш покорил жюри многочисленных песенных состязаний, в том числе республиканского “Созвездия”…
…Уже сумерки. Заходящее солнце озарило небо нежно-золотым, ярко-красным цветами, которые придали окружающему пространству космический вид. Красотища! А мы покидаем древнюю, благодатную, гостеприимную кирменскую землю.