Великий труженик войны

Сегодня исполняется девяносто лет Михаилу Васильевичу Симонову, Герою Советского Союза, бывшему военному летчику, человеку легендарной судьбы.

Сегодня исполняется девяносто лет Михаилу Васильевичу Симонову, Герою Советского Союза, бывшему военному летчику, человеку легендарной судьбы.


М.В.СимоновРодился он в Донецкой области, рос любознательным и мечтательным пареньком. Многие его сверстники в те времена мечтали о небе, хотели стать непременно летчиками. Это было заветной мечтой и Михаила. И она осуществилась. В 1935 году он успешно окончил летную школу в городе Балашове Саратовской области. Потом работал летчиком в Хабаровске, бороздил небесные просторы Дальнего Востока. На слуху тогда у всех были имена Чкалова, Байдукова, Белякова, которые совершали удивительные по дерзости беспосадочные перелеты и первыми в СССР в 1936 году получили звание Героя Советского Союза. Восхищался ими и Михаил, особенно Валерием Чкаловым. Изучал освоенные им фигуры высшего пилотажа, преклонялся перед его храбростью. Пришло время, и он сам стал участником перелета Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Охотск – бухта Нагаева – Петропавловск-Камчатский, который стал заметным явлением в развитии отечественной авиации.


Крутой поворот в летной биографии М.Симонова произошел в 1940 году. Его срочно вызвали в Москву. В Наркомате обороны дали предписание отправиться в Смоленск, в 212-й авиаполк тяжелых бомбардировщиков, которым командовал А.Голованов – будущий командующий Авиацией дальнего действия. Гражданскому летчику было трудно привыкать к воинской дисциплине, но приходилось все выполнять без скидок на уже имеющиеся заслуги и летный опыт.


Война, как и для всех, началась для Михаила неожиданно. Ночью 22 июня летчики были подняты, как они думали, по очередной учебной тревоге. Прибежали к стоянкам самолетов, постояли и разошлись. Только на следующий день стала известна причина ночного переполоха.


А потом полетели бомбить немецкие позиции. Первое же столкновение показало, что враг силен, опытен и напорист. Летчики авиации дальнего действия чаще других летали небольшими группами, одиночными экипажами без прикрытия, залетая в глубокий тыл противника дальше любого фронтового бомбардировщика. В таких полетах приходилось надеяться только на себя, опыт и боевую слаженность экипажа.


Михаил Васильевич удивительно скромный человек. В его рассказах о войне все происходит просто, без героики. Вот как описан один из вылетов М.Симонова в книге “Авиаторы Татарстана в годы Великой Отечественной войны”. “Полетели мы бомбить в районе Будапешта важный военный объект. Разбомбили. Встретили нас огнем всего-то три зенитки, но один из снарядов разворотил правый двигатель. Я потерял сознание, а когда пришел в себя, увидел, что не самолет идет к земле, а почему-то земля устремляется к самолету. Заработал педалями, делал все, чтобы не дать машине опуститься, но она медленно и упорно проваливалась вниз. Падение прекратилось в 15-20 метрах от земли. Самолет повис, словно в раздумье, и стал понемногу набирать скорость и высоту. Чуть не цепляясь за стволы задранных пушек танковой колонны немцев, оказавшейся под крылом, с креном ушел от нее и выскочил на немецкий аэродром, заставленный десятками разнотипных самолетов. Прошелся вдоль взлетно-посадочной полосы, не встретив ни выстрела. Видимо, немцы были ошеломлены невесть откуда взявшимся в глубоком тылу тяжелым советским бомбардировщиком и не успели открыть огонь. Да и мне было не до них. Боекомплект израсходован, колпак разбит, лечу на одном моторе, чуть выше верхушек деревьев. Кругом весеннее буйство зелени, и чувствую опьяняющий запах молодой травы. Поле – как ковер, небо голубое-голубое, и горизонт чуть затянут дымкой. Красотища! Дальше включил форсаж здорового двигателя, набрал высоту и прилетел на базу”.


Был и такой случай. Сбросив бомбы на Берлин, он радировал: “Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Нахожусь над логовом фашистского зверя над Берлином. Задание выполнил. Возвращаюсь на Родину. Симонов”.


Интересна история этой радиограммы. “Мы в очередной раз готовились лететь бомбить Берлин, – рассказывает Михаил Васильевич. – Перед полетом мне вручили бумажку, а в ней цифры. “Что это такое?” – спрашиваю. “Узнаешь, когда прилетишь обратно, а над Берлином все это передай в эфир”. Так я и сделал. А за колонкой цифр скрывался текст, обошедший все газеты и радио”.


31 декабря 1942 года за выдающиеся ратные заслуги и мужество при выполнении боевых заданий гвардии капитану М.Симонову было присвоено звание Героя Советского Союза.


За годы войны М.Симонов совершил 278 боевых вылетов, 1441 час провел во фронтовом небе. 12 раз был подбит, но всегда возвращался на свою базу. О его бесстрашии ходили легенды. В воздушных боях Симонов лично сбил 7 немецких истребителей.


После войны ему предложили опасную, но не менее романтичную работу – испытание пассажирских самолетов и бомбардировщиков. Это дело Михаилу Васильевичу было по душе. За десять лет он испытал 24 типа новейших самолетов, в том числе первый советский реактивный гражданский лайнер Ту-104 и военный стратегический бомбардировщик Ту-16.


С 1961 года полковник запаса М.В.Симонов живет в Казани. За мужество, проявленное в военное и мирное время, он награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Немногим известно, что Михаил Васильевич был представлен и ко второй звезде Героя, но по досадным обстоятельствам не был ею награжден.


В летопись Великой Отечественной Герой Советского Союза Михаил Васильевич Симонов навечно вошел, как человек легендарной судьбы, как великий труженик войны.


Вера ИВАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще