Американская матрица и российская действительность

Вашингтон, округ Колумбия
Международный аэропорт Dulles.

Вашингтон, округ Колумбия

Международный аэропорт Dulles. Америка. Вот она, страна гамбургера и толстых людей. И пахнет по-другому. Как меня сюда занесло? После двенадцатичасового перелета я с трудом ориентируюсь на местности: вспоминаю… Программа по обмену студентов… На целый год… Организм бурно проявляет признаки беспокойства: в России уже заполночь, а я почему-то на ногах. На улице светло, жарко и как-то непривычно чисто… Я осознаю: да, разница во времени. 8 часов. Я опять возвращаюсь в 14 августа 2002 года. Ну что ж, вперед!


Атланта, Джорджия

Как оказалось, разница есть не только во времени, но и во всем остальном.


Атланта – уголок унесенных ветром конфедератов, кока-колы, Си-Эн-Эн, Atlanta Braves (бейсбольная команда). Это город летних Олимпийских игр 1996 года. Это небоскребы, магнолии, афро-американцы и удушающая летняя жара. Мне тут жить целый год. Надо ко всему привыкать. В чем же разница? Все по порядку.


Дороги-то любо-дороги

То ли американцы инопланетяне, то ли - мы... Рисунок Игоря Левитина.Дороги в Штатах очень хорошие. Американцы платят большие налоги на их содержание, а в результате: абсолютно ровная поверхность, дорожные знаки и вспомогательные вывески, указывающие направление. Скорость транспортного средства измеряется в милях в час (1 миля=1609,34 м), и скорость 80 миль/час (примерно 130 км/час) для их шоссе считается средней. Можете себе представить, что бы случилось, разгонись так же на российской дороге…. Наши автомобили такого не любят. А наши дороги – тем паче.


Американские автомобилисты правил дорожного движения стараются не нарушать – это грозит серьезными штрафами, а то и ночкой в карцере, откуда их могут забрать друзья или близкие за весьма кругленькую сумму. Кстати, почти у каждого члена семьи есть своя машина, отсюда статистика: на одного американца приходится один автомобиль. Общественный транспорт в народе особой любовью не пользуется, а в некоторых городах его просто нет.


Лучший способ похудеть

Американцы два раза застрянут в пробке и три раза сделают крюк, но проедут на автомобиле то расстояние, которое можно пройти пешком за 10 минут. Отсюда серьезная проблема: малоподвижность и повышенный вес.


Семьдесят процентов населения страдает от избыточного веса. Американцы отдадут бешеные деньги за чудо – способ похудания. Только ничего им почему-то не помогает. Реклама на TV предлагает даже уменьшить размер желудка или выкачать лишний жир. А толку? Еда выращена на гормонах и не имеет ни вкуса, ни запаха. А когда тут такая навороченная пропаганда fast food (еды быстрого приготовления и самого низкого качества), то невольно снова станешь жертвой пиццы, чизбургеров, картошки-фри, сэндвичей. В итоге навсегда испортишь свой желудок и… опять станешь круглым и пухленьким… как сам чизбургер.


Что тут можно сказать? Хотят похудеть? Пусть приезжают в Россию. Мы их посадим на российскую зарплату и заставим ходить пешком.


Америка – самая свободная страна?

Американцы бьют себя в грудь и кричат, что их страна самая свободная, самая правильная, да и вообще, самая лучшая. И правительство у них самое-самое, и еда (когда я им говорю, что она у них совершенно безвкусная, они страшно удивляются), и люди, и техника, и университеты, и язык, и культура… Я улыбаюсь. Возражаю: свобода у вас строго регламентирована, шаг вправо, шаг влево – огромный штраф. Люди уже не могут обходиться без техники: предложи американцу открыть бутылку вина без специального штопора, он голову себе сломает, но так ничего и не придумает. А люди – автоматизированные существа, которые живут, чтобы работать и копить деньги. Деньги, деньги, деньги…. Вот что самое главное. Американцы – материалисты до мозга костей. Расскажи им про русскую душу, удовольствие, счастье, любовь… Они все это переведут на деньги, вложат в свой бизнес и снимут проценты.


Да, свобода есть. Ты делаешь все, что захочешь. Если это, конечно, в рамках закона. Ты можешь добиться очень многого лишь своим трудом. Только проблема в том, что в погоне за своей мечтой американцы частенько забывают, что такое “жить” в полном смысле этого слова. Многие мне признавались, что они очень несчастны. Есть все: дом, машина, семья, комфорт, деньги, а вот счастья нет…. Ну, сами знаете, богатые тоже плачут. Самая же серьезная болезнь в американском обществе – нервный срыв, потому что они всегда куда-то бегут, всегда заняты, всегда на пределе… Бедолаги…


Права различных меньшинств

Я имею в виду не только сексуальные меньшинства, но и многочисленные этнические группы и социальные движения. Никто, за редким исключением, не покажет пальцем на марокканца в национальном платье, на лесбийскую парочку, целующуюся в парке, или на выступления феминисток на площади. Все имеют право на существование. Однако в этой свободной стране на самых черных работах заняты афро-американцы и латиносы. Более того, у этой категории рабочих в среднем ниже социальный статус, зарплата и уровень образования.


Америка – страна равенства и братства? Это больная тема. Американцы вам скажут что угодно и даже сами в это поверят, но вы сразу заметите некие сбои в этой матрице.


Что касается латиноамериканцев, то они являются самым многочисленным меньшинством в Штатах. Испанский – второй язык страны, и в школах и университетах его изучают практически все.


Американцы наивно полагают, что все говорящие на испанском – мексиканцы, на что представители других стран Южной Америки страшно обижаются. Кстати, мексиканская еда пользуется огромной популярностью, наверное, просто потому, что в ней есть что-то настоящее.


Alma Mater

Мой университет. Около шестнадцати тысяч студентов. Чистый и зеленый университетский городок (кампус) недалеко от Атланты. Захожу. В зданиях работают кондиционеры… прохладно. Теперь понимаю, почему американцы на улице умирают от жары, а в офисах сидят в свитерах или пиджаках.


Студенту здесь хорошо. Интернет? Нет проблем. Высокая скорость, и сиди сколько влезет. Компьютерные лаборатории, языковая помощь, различные центры, спортивные площадки, бассейн, фитнесс-залы… Все бесплатно, если ты студент этого университета. Ну почему у нас в России на это выделяют так мало средств? Обидно. Наши аудитории смотрятся просто убого по сравнению с великолепно оснащенными всевозможной техникой американскими аудиториями. Ладно, зато у нас обучение бесплатное. Встречается. У них же за все нужно платить, хотя существуют различные гранты, которые можно выиграть при наличии отличных баллов и каких-то достижений. Система образования отличается от нашей. Образование в американских университетах строго специализировано и направлено на самостоятельную работу студента. Студенты, как правило, выбирают 4-6 предметов в семестр в соответствии со своей программой обучения. Погодите хмыкать, эти предметы требуют не меньшей работы, чем наши 14. Это только в России “от сессии до сессии живут студенты весело”, и оценка за курс зачастую зависит только от экзамена. В Штатах оценка складывается приблизительно из следующих факторов: посещаемость, устные ответы, тесты в течение семестра, письменные задания, презентации, портфолио и финальный экзамен (всего лишь 20% от оценки). В портфолио входят различные задания, проделанные в течение курса, и домашняя работа. Плохая посещаемость может сильно “подкузьмить” и даже снизить финальную оценку на 1-2 балла.


Американцы

Вежливые. Захожу в магазин. Мне помогут все выбрать, сделают комплимент и еще спасибо скажут! Они всегда опрятны и аккуратны. Я не имею в виду некоторых молодых людей, которые и в университет являются в пижаме. В целом, американцы очень следят за собой, всегда в хорошей форме (согласно их габаритам, конечно), всегда хорошо пахнут и хорошо себя держат. Они никогда не появляются в одном и том же два дня подряд. Дело даже не в том, что у них много одежды, а в их маниакальной страсти к чистоте: они одевают только чистое и принимают душ пару раз в день.


Они расплачиваются кредитными карточками. В Штатах деньги постепенно становятся виртуальными, просто перетекая с одного счета на другой.


Они ездят в огромные супермаркеты типа Wal-Mart или Publix и накупают всего на месяц вперед. У них есть деньги, но во время распродаж они сходят с ума и сметают все.


Они ходят в кино на премьеры нашумевших фильмов, они слушают музыку и смотрят TV-шоу. Они часто бывают в церкви, любят говорить о Боге. Вообще, религиозная пропаганда идет довольно жестко. Они ездят в парки, аттракционы и любят путешествовать. Самолетом, конечно.


Они устраивают барбекю во дворе своего симпатичного домика с флагом на крыше и приглашают коллег по работе, друзей, соседей, родных. Во время празднеств они говорят о делах, делятся планами, обсуждают работу. Они мало пьют и практически не курят. Они занимаются спортом. В моде – здоровый образ жизни. Они любят новые веяния моды. Они живут будущим и редко говорят о прошлом. Они мало что знают о других странах и не считают, что это плохо.


Нью-Йорк

Впечатляет. В этом городе ты себе кажешься мельчайшей частицей мироздания. Над тобой нависают небоскребы, тебя заглатывает огромное пространство, на тебя давит сумасшедший ритм жизни. Кого-то это вгоняет в депрессию. Нью-Йорк – вроде нашей Москвы, кого только нет и чего только не увидишь. Чтобы здесь жить, нужно либо иметь все, либо ничего. Середнякам здесь места мало.


Самый престижный район – Манхэттен (Manhattan). Здесь есть все: от Empire State Building (самое высокое здание города) и Бродвея до знаменитых мостов и Пятого Авеню.


Я была на Таймс-Скуэр (Times Square) 31 декабря. Все как положено: многие американцы специально приезжают в Нью-Йорк, чтобы встретить Новый год на площади. Надо сказать, ничего особенного. Люди собрались, покричали и быстро разошлись. Нашего размаха, веселья и ледяного городка я не видела.


В Нью-Йорке есть и русский район – Брайтон-Бич. Все так же бабушки продают семечки, все так же стены расписаны словами из трех букв и все так же пьют водку. Сами русские, живущие там, признаются, что Брайтон-Бич – это уже не Россия, но еще и не Америка. Так и живут…где-то посередине…


Трагедия 11 сентября всколыхнула всю страну. Жизнь Америки разделилась на два периода: до 11 сентября – безмятежность и после 11 сентября – борьба с терроризмом. Идеальный имидж Штатов был поколеблен. Американцы говорят, что жизнь уже никогда не вернется в прежнее русло. Война с Ираком тоже спокойствия не прибавила.


Кстати, в настоящее время ограничили доступ к Статуе Свободы. Боятся.


Нью-Йорк… Кого только нет. Чего только не увидишь.


Они о нас

По их мнению, мы:


Нищая, голодная страна, породившая Толстого и Достоевского, по сей день настроенная коммунистически и плохо говорящая по-английски. Мы пьем водку, как они – кока-колу, и редко бываем трезвыми. Мы пьем, чтобы согреться, так как у нас круглый год – суровая зима с жестокими морозами и постоянным снегопадом (в Джорджии снег – очень редкое явление. Когда он все же выпадает, закрывают все учебные заведения и даже некоторые важные учреждения!) Мы спаиваем наших животных, поэтому на улицах Москвы можно увидеть бродящих пьяных медведей. Кстати, в России только два города – Москва и Санкт-Петербург, и живут у нас только русские и эскимосы. Мы все находимся в зоне вечной мерзлоты, поэтому у нас практически ничего не растет. Мы сумасшедшие. Мы паримся в бане и выпрыгиваем на снег, а потом все страдаем воспалением легких. И моемся мы только раз в неделю.


Мы едим только красный суп, а запиваем его, конечно же, водкой. Наши дети играют с матрешками, как их дети – с куклой Барби. Детям мы продаем пиво в Макдоналдсе (у них с этим строго: только при наличии документа, удостоверяющего, что тебе есть 21 год). Мы никогда не улыбаемся, потому что жизнь у нас тяжелая. Мы не смотрим телевизор, а читаем книги. Мы вообще-то умные, но у нас горе от ума.


Интересно, не правда ли? Я долго смеялась. А потом задумалась: а ведь что-то во всем этом есть…


А напоследок я скажу…

Я дома. Я вернулась из американской матрицы в российскую действительность. Этот год я никогда не забуду. Столько впечатлений, столько всего нового…. Хотя сейчас все почему-то кажется сном. Словно ничего и не было. Словно я заснула на год, только сейчас проснулась и до сих пор ничего не понимаю.


Знаю одно: у России есть душа, красивая, добрая, чистая. Есть настоящие и верные друзья. Мы улыбаемся, когда нам хочется, а когда нам не хочется, мы не улыбаемся. Жить там хорошо. И у нас тоже можно жить хорошо. Просто надо осознать, что в каждом обществе, даже супертехнотронном и развитом, есть свои проблемы. Мы ноем и ноем, а решать ничего не решаем. Вот и не улыбаемся, вот и строим из себя великих мучеников. Мы должны что-то менять. Мы должны чего-то захотеть. Мы опускаем руки и валим всю вину на кого угодно, но не на самих себя. Мы говорим целый час о проблеме и пять минут о ее решении. Американцы – наоборот. Может, стоит чему-то и поучиться?


Дина ГАВАРИЕВА.


Бавлы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще