Зарубежный опыт свидетельствует: фермерская семья – большая силаС 1995 года установились и расширяются деловые и творческие связи между Татарстаном и провинцией Канады Квебек. С 1998 года стали закладываться основы взаимоотношений по сельскому хозяйству. А в 2001 году был подписан двусторонний договор о сотрудничестве в аграрной сфере.
Рабочая поездка татарстанской делегации в Квебек под руководством Анатолия Краснова – начальника отдела агропромышленного комплекса республики Кабмина РТ была не так давно организована с целью изучения опыта сельскохозяйственного производства в Канаде. В течение недели мы объездили многие муниципалитеты (по-нашему – районы) провинции Квебек, знакомились с работой фермеров, производящих молоко, картофель, мясо птицы, в том числе индюшатину, племенных цыплят, мед, побывали на заготовительных предприятиях, а также предприятиях по производству кормовых добавок и премиксов для животных.
Нас прежде всего интересовал вопрос: как удается провинции, занимающей чуть больше 5% сельскохозяйственных угодий и пашни страны, производить 47% молока всей Канады?
Наиболее яркие впечатления остались от посещения семейной фермы Дес Мартин, занимающейся производством молока, кормов для животных, зерна кукурузы и семян пшеницы для продажи.
Для справки: в Канаде 98% земли сельскохозяйственного назначения находится в частной собственности, а около 98% фермерских хозяйств являются семейными предприятиями. Эта семейная ферма основана в 1923 году. Семья состоит из 5 человек: хозяин – Дес Мартин – лет пятидесяти, у него жена, два сына и дочь. Оба сына женаты, дочь также имеет свою семью. Второму сыну купили другую усадьбу, дочь свою долю получила деньгами. В перспективе усадьба останется за старшим сыном.
Хозяйство ведут три человека: хозяин фермы, его жена и старший сын. На время заготовки кормов и уборки кукурузы в некоторые годы нанимают механизированный отряд из тех, которые кочуют из южных муниципалитетов провинции к северным по мере созревания урожая. Причем за уборку урожая одного гектара кукурузы с доставкой зерна на усадьбу, измельчение и разбрасывание по полю стеблевой массы фермер платит 75 канадских долларов (один канадский доллар – около 22 рублей).
Когда мы подъехали к усадьбе, хрупкая и очень подвижная женщина в рабочей спецовке – жена фермера – ловко управляла маленьким трактором с косилкой и подкашивала газоны. Она со знанием дела рассказала, как на большом тракторе вносит навоз в почву и обрабатывает ее. Причем после зерновых культур и сои фермеры предпочитают безотвальную обработку, а после кукурузы и многолетних трав – отвальную вспашку. На наш вопрос, чем же занимается муж, она ответила: “Коров доит и белье гладит”. Это, конечно, была шутка. Работы на ферме хватает всем.
Канадцы шутят, что у фермеров нет ни выходных, ни отпусков, они не уходят на пенсию. Они ферму или передают сыну, или продают, или умирают. В этой шутке большая доля правды.
На ферме 60 дойных коров (в Канаде на одно фермерское хозяйство приходится в среднем 52 коровы), 65 голов молодняка и 220 гектаров земли: 100 гектаров под кукурузой, 50 гектаров отличных посевов многолетних трав, 25 гектаров сои, 20 гектаров яровой пшеницы на семена, 25 гектаров занимают ячмень и овес на фураж. Озимой ржи и озимой пшеницы нет. По словам фермеров, они не выдерживают суровую зиму Квебека.
Часть произведенной пшеницы реализуется как семенной материал. Семеноводством занимаются только те фермеры, которые имеют лицензию.
Имеется необходимый набор техники: три трактора “Джон Дир” различной мощности, комбинированные почвообрабатывающие орудия, навозоразбрасыватель, агрегат для внесения безводного аммиака, прицепной тюковоз. Хозяин с сыном технику ремонтируют сами: ремонтная бригада берет дорого – 50 долларов за час. Чтобы не было сложного ремонта, фермеры тщательно занимаются профилактикой и техуходами.
В коровнике сухо, чисто, горят лампы дневного освещения, работает автоматическая вентиляция. Молокопровод и все оборудование молочного производства – фирмы “Де Лаваль” (Швеция), очень хорошее и дорогое. Все корма – сенаж многолетних трав из сенажной башни, размолотые кукуруза, соя, ячмень и овес, а также кормовые добавки – подаются согласно рациону, заложенному в компьютер старшим сыном, в миксер-кормораздатчик и тщательно перемешиваются. На небольшом тракторе сын раскладывает кормовую смесь по кормушкам, очень удобным как для коров, так и для механизированной уборки остатков.
Сколько у нас в республике бездействующих сенажных башен! Сейчас их или растащили, или используют под склады. А канадский фермер и сенаж из многолетних трав, и кукурузу на силос хранит в основном в таких вот вертикальных башнях с полной механизацией загрузки и выгрузки.
Кормовые добавки применяются разные с учетом физиологического состояния коров: в сухостойный период, перед отелом, для раздоя, для ускорения прихода коров в охоту и так далее. Сопровождавший нас все семь дней президент и генеральный директор фирмы “Белиле” Ян Тюрмин пояснил, что его заводы выпускают до 300 вариантов комбикормов и премиксов по индивидуальным заказам фермеров после изучения качества кормов, используемых на конкретной ферме.
В дальнейшем мы убедились в высоком качестве производимых этой фирмой комбикормов и премиксов, побывав на его почти полностью автоматизированных предприятиях с оснащенными по последнему слову техники лабораториями. При этом господин Тюрмин сказал, что, если не будет ожидаемого эффекта от его продукции, он потеряет клиентов – их перехватят конкуренты.
Но вернемся на ферму Дес Мартина. На ферме коровы осеменяются искусственно. Все затраты с лихвой окупаются высокой продуктивностью: удой на ферме – около 9,5 тысячи килограммов на корову в год. Дойка двукратная.
На наш вопрос об отношении фермеров к трехразовой дойке, которая, в частности, практикуется в хозяйстве им.Вахитова Кукморского района, руководимого членом нашей делегации Нафиком Хусаиновым, нам ответили: “Наверное, для коров и лучше трехкратная дойка, но у нас фермы семейные, хватает сил лишь на две дойки”.
Молоко с фермы вывозится переработчиками продукции раз в два дня. Если по какой-то причине молоко в огромной цистерне молоковоза оказалось недоброкачественным, то устанавливается, кто из фермеров в этом виноват, и все убытки остальных фермеров, чье молоко оказалось в этой цистерне, возмещаются им.
Подстилка для коров – тюкованная солома, для молодняка – покупные опилки в тюках. Навоз и навозная жижа удаляются в бетонированное механизированное навозохранилище.
Канадские фермеры очень грамотно накапливают и вносят органические удобрения. Это связано не только с жесткими экологическими требованиями. Большой удельный вес в структуре посевов многолетних трав, сои, запахивание соломы и других растительных остатков возделываемых культур и использование навоза позволяют многим фермерам обходиться без минеральных удобрений или использовать их в разумных количествах. По словам фермеров, туки очень дороги.
Фермерские хозяйства расположены, в основном, около автомагистралей. Поэтому поля вытянутые, узкие, обрабатываются и засеваются постоянно в одном направлении. Безотвальная обработка в сочетании с обработкой отвальными оборотными плугами и использование выравнивающих устройств позволяют иметь очень выровненные по микрорельефу поля и участки.
Фермерская усадьба простая – нет заборов, оград, картофельного участка и огорода, фруктовых деревьев и ягодников, нет надворных построек для всех видов животных и домашней птицы, как у нас. Есть двухэтажный дом, гараж и легкий навес на две-четыре легковые машины, хорошо ухоженные газоны, клумбы, декоративные кустарники и крупные (на 50-100 голов) животноводческие помещения. Имеются ангары для хранения техники.
К концу октября, когда все зерновые культуры и соя уже убраны, кукурузу на зерно еще только начинают убирать. Уже выпадает первый снег, а фермеры не торопятся. Они знают, что еще будут погожие дни. Саубан Мутагиров, проработавший агрономом около 25 лет, из них 17 – главным агрономом Черемшанского района, – тоже член нашей делегации, – проезжая мимо припорошенных снегом кукурузных полей, заметил: “Куда же смотрит начальство? Нет на них наших глав администраций!”
Никто там фермеров не понукает, никто не погоняет.
Поля фермерских хозяйств чисты от сорняков, посевы зерновых культур, как правило, обрабатываются гербицидами. Если кукуруза возделывается два года подряд, почвенные гербициды применяются только в первый год (возможно отрицательное их последействие на последующие культуры).
Предпосевная обработка почвы производится комбинированными орудиями, состоящими из выравнивателя, 3-4 рядов рыхлящих лап и опять выравнивателя. Тракторы все колесные.
Для уборки зерновых культур и кукурузы на зерно используются комбайны “Джон Дир”, которые укомплектованы двумя жатками – зерновой и кукурузной.
Из многолетних трав производят сенаж в упаковке или заполняют сенажные башни, а сено запасают только прессованное в тюки, очень часто с одновременным внесением консервантов.
Как правило, поля по мере уборки урожая сразу освобождаются и обрабатываются.
Земля в провинции Квебек очень дорогая – 1 гектар пахотной земли стоит около 12 тысяч канадских долларов. Поэтому с ней обращаются очень бережно.
Существуют различные способы заработать средства на земле. Есть ее собственники. Земля им досталась по наследству или куплена. Собственник на своем участке силами членов своей семьи, в напряженные периоды привлекая наемных работников, производит продукцию. Он платит два вида налога: муниципальный налог на землю и налог на прибыль. Размер первого постоянный, зависит от площади и качества земли. Работаешь хорошо, произвел больше, реализовал выгодно – тебе остается больше. Налог на прибыль: фермер-пчеловод или собственник набора сельскохозяйственной техники платит не за количество пчелосемей или имеющейся техники, а от размера заработанной прибыли.
Нередки случаи, когда собственник земли производством продукции сам не занимается, а сдает ее в аренду по договорной цене – урожай принадлежит арендатору. Или нанимает того, кто имеет желание работать и необходимую технику, платит ему за работу и использование техники, а урожай оставляет себе. Такие действия законодательными актами не ограничиваются.
Фермер пользуется поддержкой государства, если он производит продукцию. Оно ему компенсирует 50-75% налоговых платежей.
Кроме того, функционируют две программы по страхованию: страховка урожая и страховка цен на продукцию.
Страховка урожая выплачивается при неблагоприятных погодных и других стихийных неблагоприятных условиях и складывается наполовину за счет взносов фермеров и наполовину за счет правительства.
Страховка цен гарантирует выделение средств под произведенную продукцию, если цены резко упали. Она складывается на треть за счет фермеров и на две трети за счет правительства.
Четко налажено обслуживание фермерских хозяйств. Так, перекупщики зерна, владеющие прекрасно оснащенными элеваторами и сушильным хозяйством, закупают урожай у фермеров без предварительного контракта, по складывающейся на каждый день цене. Информация о текущих ценах у перекупщика в компьютере. Оплата производится в течение 10 дней. При приемке зерно подвергается анализу в лаборатории на сорность, влажность. Вместо количества и качества клейковины, как принято у нас, за 10 минут определяется белок.
А в мощнейшем портовом элеваторе Монреаля при нас очень быстро определили и генетически модифицированное зерно (размол зерна, вытяжка и лакмус). Такая продукция складируется отдельно.
Многие фермеры, особенно молодые и среднего возраста, имеют специальное сельскохозяйственное образование. Институт сельскохозяйственных технологий и питания (по-нашему техникум или колледж, подчиненный Министерству сельского хозяйства) уделяет первостепенное внимание привитию будущим фермерам предпринимательского духа и практических навыков. Для этого имеются отличные фермы молочного скотоводства, свиноводства, коневодства, цех овощеводства, а также биологический центр. Здесь все делают студенты – составляют рационы, два раза в день доят, убирают помещения, ухаживают за животными, а коров один раз в месяц тщательно моют.
Фермеры, достигшие пенсионного возраста, стараются передать или продать свою ферму сыну или дочери. Это им выгодно вдвойне. Во-первых, у них с уменьшением стоимости собственности увеличивается размер пенсии. Так, на ферме Оскара Даигла отец получает пенсию около одной тысячи долларов. Во-вторых, молодой начинающий фермер получает безвозвратную субсидию в размере 20-25 тысяч канадских долларов. Так омолаживается или поддерживается средний возраст фермеров провинции.
Еще одна особенность. Каждый фермер имеет квоту на производство сельскохозяйственной продукции. Если он произвел молока или мяса сверх объема, определенного квотой, оно будет реализовано по очень дешевой цене. Квота стоит очень дорого. Она передается или продается вместе с фермой.
Что нам еще понравилось – это теплое, искреннее отношение канадцев к представителям Республики Татарстан. Рядовые фермеры, переработчики продукции, владельцы предприятий по производству сельскохозяйственной техники, комбикормов и кормовых добавок, а также чиновники Министерства сельского хозяйства, питания и рыбоводства провинции Квебек охотно делились опытом, технологическими особенностями. Они заинтересованы в творческом содружестве со своими татарстанскими коллегами.
Ахат САЛИХОВ.
Заведующий кафедрой общего земледелия Казанской государственной сельскохозяйственной академии, профессор.