Почти всю войну, что называется, “от звонка до звонка” прослужила Роза Зарипова на фронтах Великой Отечественной медицинской сестрой. Сегодня, глядя на эту хрупкую женщину, и не подумаешь, что на своих руках она выносила раненых солдат с поля боя и спасала их от гибели.
…На фронт семнадцатилетняя Роза решила идти сразу, как только окончила медицинское училище. А как же иначе? Как в лихую для страны годину можно было остаться в стороне?
На Украину ехали два месяца – по пути приходилось постоянно пропускать вперед эшелоны с солдатами и боеприпасами. Госпиталь развернули в Полтаве. Роза была распределена в самое тяжелое отделение – лечения газовой гангрены, наиболее опасной по тем временам болезни, называемой в народе “антонов огонь”.
Работали в отделении втроем: врач, помощник и Роза – еще неопытная, но с легкостью схватывавшая премудрости сестринского дела. Бывало, на ногах проводили сутки напролет, оперируя одного и переливая кровь другому одновременно. Оперировать приходилось нередко при свечах, в полутьме. Правда, кровь привозили только “универсальную”, исключительно первой группы, которая подходила всем.
К сожалению, не все пациенты выживали, многие погибали от страшных мук. Безусловно, было тяжело видеть страдания людей и понимать, что помочь солдату можно, только ампутировав зараженный участок.
Сейчас Роза Зариповна, встречаясь с инвалидами войны, часто задается вопросом: “А может быть, это мой бывший пациент?” И сожалеет, что шестьдесят лет назад некогда было узнавать у раненых их имена. Но вспоминается, что даже в таких тяжелых условиях чувствовались всеобщая сплоченность и доброта друг к другу. Вот уже столько лет Зарипова хранит военные открытки с теплыми словами от раненых солдат…
Госпиталь постоянно передвигался с места на место, следуя за фронтом. Под конец войны оказались в расположении 1-го Украинского фронта, с которым прошли территорию Карпат, Северной Буковины, Чехословакии…
Фашисты часто бомбили госпиталь. Опасных моментов, когда врачи и их пациенты оказывались на грани жизни и смерти, было много. Один из них невозможно забыть. В Карпатах госпиталь переезжал из одного населенного пункта в другой. После того как первые раненые были перевезены, вернулись за оставшимися. Вдруг начался шквальный обстрел здания. Смотреть на происходящее без слез и содрогания было невозможно…
Война в Чехословакии продолжалась и после капитуляции фашистов. Для Розы Зариповны фронтовые будни закончились только в сентябре 1945 года.
После войны она вернулась на родину, впоследствии окончила Казанский медицинский институт. Однажды на четвертом курсе произошла неожиданная встреча. Во время экзамена по военному делу Розе Зариповне пришлось отвечать по билету Аркадию Евгеньевичу Коханову – своему бывшему начальнику, возглавлявшему в годы войны полевой эвакопункт, к которому и был приписан госпиталь. Оба очень обрадовались, ведь со Дня Победы прошло уже почти десять лет.
После института Зарипова работала терапевтом-невропатологом, а почти двадцать лет назад вышла на заслуженный отдых. Но и по сей день она гордится записями в своей трудовой книжке. А это – десятки благодарностей от командования госпиталя 18-й десантной армии, объявленных по просьбе многочисленных спасенных от гибели солдат и офицеров.
Галина НИКИТИНА.