Край камней, лесов и… учителей

Камни и лес – довольно редкое сочетание для наших мест.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

Камни и лес – довольно редкое сочетание для наших мест. Но и сама деревушка Казаклар, что расположена на границе Высокогорского района с марийскими лесами, не совсем обычна. Хотя ее название – Казаклар – самое заурядное, населенных пунктов с таким названием в Татарстане еще по крайней мере три. Все объясняется просто: в этих деревнях, бывших своеобразными форпостами царской администрации, жили казаки – служилые татары, несшие государеву службу и, в отличие от татар ясачных, не платившие ясака, то есть налога в казну.


Хотя, конечно, история села уходит в глубь веков и берет свое начало задолго до того, как Иван Грозный покорил Казань и появились эти самые татары-казаки, служившие русскому царю. Древнее имя села – Уразлы (по-русски – Уразлино). Еще в XIX веке параллельно ходили оба названия – Уразлы аулы и Казаклар, пока последнее совсем не вытеснило первое.


Когда появились Уразлы, сейчас никто сказать не может, но возникновение села народное предание связывает с неким Уразбеком. Якобы раньше Уразбек и его односельчане жили на берегу речки Ашыт, но там почему-то стали умирать дети. Вот и решили перебраться поближе к лесу.


На сельском кладбище – зирате – много старых надгробных камней, расписанных затейливой арабской вязью. Вернее, раньше их было много, но в последнее время древняя часть кладбища, заросшая буйной растительностью, осталась брошенной, и камни расхищены. Их используют в строительстве. Трудно объяснить, откуда у людей столь непочтительное отношение к духу своих предков! Даже в военное лихолетье на кладбищенские святыни никто не покушался, но сейчас они варварски разобраны и похищены. Остается лишь тяжело вздохнуть вслед за древними: “О времена, о нравы!”


Одна надгробная плита чудом сохранилась, однако прочесть, что на ней написано, никто не может. Буквы арабские, но язык точно не арабский и не тюркский. Предполагают, что – фарси, и захоронен под ней якобы тот самый легендарный Уразбек со своей супругой.


Вызывает недоумение факт кражи кладбищенских плит еще и потому, что в Казакларе, в общем-то, всегда с трепетом относились к камням. С ними связаны два святых места – Ташамыш и Акташ. Особенно интересно второе: Акташ так и переводится – Белый камень. Местные старушки верят, что это обломок священного камня Каабы, что находится в далекой святой Мекке. Поэтому Белый камень считается святым, он вроде оберега жителей села. Если кто захочет сдвинуть камень с места, у того отсохнет рука или он даже может умереть, если не он сам, то его близкий родственник. Говорят, такие случаи бывали.


Здесь когда-то хотели разработать каменный карьер, но каждый раз происходили какие-то необъяснимые явления. Только ковш экскаватора касался поверхности камня, как у него сразу глох двигатель. А у трактора слетала гусеница…


Каменоломню все же заложили – камень здесь и вправду отличный, – но в другом месте, примерно в 6 километрах от села.


Некогда Уразлы было огромным селением аж с тремя мечетями и знаменитым на всю округу медресе. Здесь же купцы Япеевы построили кирпичный завод, а еще здесь вырабатывали поташ – соду. Вот как об этом сказано в царских материалах Генерального межевания:


“На овраге Ничелане состоит города Казани Старотатарской слободы служилого татарина Галдыша Гумерова поташный завод на десять котлов, на коем в летнее время с употреблением золы 250 четвертей и 200 сажен дров вываривается поташу до 300 пудов. Поставляется оный в Казань и пуд продается за 3 рубля 35 копеек. Обрабатывается наемными людьми, коих в работе бывает до шести человек”.


Про медресе в Уразлы и вообще про духовные учебные заведения Заказанья следует сказать особо. Их создавали и в них преподавали в основном выходцы из двух известных богословских родов: Утяка – в деревнях Кудаш, Малые Ковали, Уразлы, Мемдель, Юртыш и Растмухаммада – в деревнях Дубьязы, Большие Ковали и других. Как известно, после взятия Иваном Грозным Казани татарская культура стала формироваться в основном как сельская, и ее эпицентр находился как раз в Заказанье, где сосредоточились лучшие интеллектуальные умы того времени. (Однако справедливости ради следует заметить, что этот процесс начался еще раньше – после монгольского нашествия сюда, в лесные края, потянулся люд из южных булгарских городов.) Из Юрткуля, что вблизи древнего Болгара, перебрались потомки Утяка, а из правобережья Камы – Растмухаммада.


В XVII – начале XX веков татарская книжная культура, да и не только книжная, формировалась в основном в богословских центрах, какими были крупные медресе в деревнях Альдермыш, Мемдель, Юртыш, Дубьязы, куда приезжали на учебу шакирды из самых отдаленных уголков, – слава заказанских учебных заведений распространялась широко по всему мусульманскому миру. Именно здесь служило большинство ахунов, то есть священнослужителей, наделенных правом собственного религиозного суждения и обладающих определенными властными полномочиями над остальными муллами. К примеру, имя ученого-теолога, ахуна Фаткуллы аль-Казаклари (из деревни Казаклар) в первой половине XIX столетия гремело повсюду, и многие видные богословы считали за честь стать его учеником. А потомок другого легендарного рода Растмухаммада – Хамид Исламов основал огромное медресе в Юртыше, куда тоже приезжали сотни последователей. По свидетельству Марджани, Хамид Исламов был “одним из шейхов, наставлял людей в суфизме, и слава его как педагога и мыслителя была необычайно велика”. Известны имена двух казыев (мусульманских судей), заседавших в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании, – это Шафи Мухаметкулов и Хасангата Габяши. Из Заказанья вышли не только знаменитые богословы, но и видные политики, философы, писатели, военные, композиторы: Галимзян Баруди, адмирал Исхак Исламов, Гали Махмудов, Ахметхади и Садри Максуди, Салих Сайдашев, Хай Вахит….


К сожалению, в 1894 году накатила первая волна “мухаджиров” – переселенцев в Турцию, которая коснулась и Заказанской зоны. Потом было еще несколько таких волн, и самая большая после 1917 года, в результате чего татарская культура сильно оскудела, лишившись многих светлых голов.


… Сегодня от былой славы Казаклара не осталось и следа. Два колхоза развалились, фермеры здесь как-то не прижились. В селе осталось около 600 человек, две трети из которых пенсионеры. Работы никакой, вот народ и бежит отсюда. Если жизнь еще как-то теплится, то лишь благодаря школе, которую открыли еще в 20-е годы прошлого столетия. Но если и сюда доберется кампания по закрытию малокомплектных школ, что сейчас широко развораичивается по всей России, то село точно вымрет…


Единственное, чем может похвастаться сегодня Казаклар, – это экология. Рядом ни заводов, ни автомобильных трасс. Лес, грибы, ягоды, чистый воздух, незагрязенные водоемы привлекают дачников, и, несмотря на удаленность от Казани, начинают появляться шикарные особняки состоятельных горожан.


Сможет ли Акташ – священный Белый камень – уберечь Казаклар от трагической участи? Может быть, если люди вернут себе трепетное отношение к камню и святыням своих предков.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще