Трудно поверить, что на месте этих заросших бурьяном пустырей, покосившихся изб с забитыми глазницами окон, развороченными дорогами и непролазной грязью было когда-то добротное цветущее село – центр Изгарской волости с роскошной барской усадьбой, сверкающими куполами церкви, мельницами, ремеслами, торговлей, просторными зелеными улицами, на которых водились хороводы, на тройках с бубенцами катались в масленицу. Разносольем и пирогами встречали здесь праздники, растили хлеб и детей своих, поколение за поколением сохраняли вековые устои, веру, надежду, любовь.
“Мы из гари”
Два предания, раскрывающие этимологию названия села, сохранились в памяти народной. Первое гласит, что беглые крестьяне вырубали и сжигали лес и на гари ставили избы. Их спрашивали: “Вы откуда?” Они отвечали: “Мы из гари”. Из этого словосочетания и родилось название Изгары.
По другой версии, когда поселение сгорело дотла, погорельцы расположились на новом месте около речки. На вопрос соседних крестьян, откуда они, пришельцы опять же говорили: “Мы из гари…”
Как бы там ни было, это русское село со звучным названием имеет богатую многовековую историю. С момента его создания крестьяне занимались здесь земледелием, расширяя пахотные земли, выкорчевывая лес. С приходом же крупных помещиков Кречетникова, Чудинова, Еремеева, которым Екатерина II передала плодородные земли, луга, леса, жизнь местного населения не улучшилась, но село получило активное развитие. Из Подмосковья, Твери, Новгорода новые хозяева привезли с собой не только прислугу, но и мастеровых крестьян, которые поднимали богатые усадьбы, садили сады, рыли водоемы.
Одна из улиц до сих пор сохранила название Еремеевка, в память о владельце, отличавшемся крутым нравом. По воспоминаниям старожилов, и молодежь на этой улице всегда была “крутая”, драчливая. Не давала она покоя девушкам, хозяевам яблоневых садов. А чужаков на свою территорию и подавно не допускала.
Для укрепления власти в Казанской губернии в числе других в свое время был создан Чистопольский уезд, в который вошли 16 волостей. Для управления поселениями у истоков реки Малый Черемшан на базе усадьбы Кречетникова появилась Изгарская волость. Это придало новый импульс развитию села. Оно быстро окрепло, стало прирастать населением.
Изгарцы не отличались особым смирением и послушанием, многие из них приняли сторону пугачевских повстанцев, а в середине XIX века против произвола местных властей взбунтовались сами, разоружив солдат, присланных на подавление бунта. Однако в конце концов солдаты арестовали зачинщиков, 44 бунтаря были отданы под суд.
Среднему сословию изгарцев не по душе пришлись и большевистские порядки, здесь поддержали так называемое вилочное восстание.
Время “эпохальных” пятилеток, разорительных реформ, различных социальных экспериментов пережило многострадальное село после революции, насильно разорвавшей связь поколений. Из 800 дворов в нем не осталось и восьмидесяти.
Необратимо ли исчезновение села?
В просторном, светлом доме мы беседуем с представительницей крепкого, древнего рода изгарцев К.Арсентьевой. Вся жизнь Клавдии Ефимовны связана с родным селом, хозяйством, где многие годы работала бухгалтером, руководителем изгарской бригады.
– Вглядываясь в историю, судьбы сельчан, дедов и прадедов, – говорит она, – приходишь к убеждению, что разорение, подрыв устоев села начались с революции, когда его покинули самые богатые и образованные люди, руководители земства, знатные врачи, учителя, мастеровые люди. Исчезли мельницы, маслобойки, ремесла…
Вторая волна опустошения забрала самых трудолюбивых крестьян, сумевших укрепить свои хозяйства в двадцатые годы. Под “мясорубку” коллективизации попали почти все предки мужа Клавдии Ефимовны, которых сослали на Урал.
Потом пошла губительная чехарда с разъединением и объединением хозяйств. Без всякого расчета, учета интересов сельчан на базе одного села было организовано три колхоза, из которых кое-как выжил только один – имени Кирова. В конце пятидесятых годов он непомерно разросся и был переименован в совхоз “Алга”, что привело к быстрому исчезновению около десятка малых деревень.
Но начало настоящей трагедии для села положил 1972 год, когда его лишили статуса центральной усадьбы, переведенной в Тат.Ялтань, куда перевезли пилораму, столярную мастерскую, садик, столовую. Два административных здания перекочевали из него аж в Каргали. И Изгары стали угасать на глазах, исчезали целые улицы, а население разъезжалось по городам и весям.
Правда, за последние два десятилетия изгарцы дважды окрылялись надеждой на возрождение села. Во-первых, в период руководства хозяйством Р.Ислямова и В.Гладкова, при которых наметилось оживление жилищного, производственного строительства, хозяйственной деятельности. К сожалению, все это оказалось свернутым, когда по указанию “сверху” совхоз “Изгарский” стал подсобным хозяйством “Агрохимсервиса”, который далеко не оправдал надежд сельчан, ликвидировав двойное стадо, скот на откорме, оставив многих жителей без постоянной работы.
Печальная история земской больницы
Добротное, оригинальное здание бывшей земской, а потом участковой больницы, расположенной на живописной окраине села, по праву считается историко-архитектурным памятником РТ. Но, к сожалению, оно сегодня брошено на произвол судьбы и может навсегда исчезнуть. Картина варварского разрушения, надругательства над творением старины предстала перед нашими глазами. В помещениях вырваны оконные переплеты, разобраны полы, снята облицовочная плитка, разрушаются печи.
В будущем году известной ранее во всей округе больнице на 50 коек с хирургическим, стоматологическим, инфекционным, родильным отделениями исполнилось бы ровно 100 лет. Инициатором ее строительства был знаменитый земский врач Д.Авдеев. Здесь практиковали известные хирурги В.Беляшевич, в настоящее время работающий в Америке, В.Александров, М.Маркова, Д.Григорьев и многие другие. Многое связано с этой больницей и у изгарца, профессора медицины И.Клюшкина.
– Неужели мы такие богатые, что отдали это здание на растерзание? – задала вопрос подошедшая к нам пожилая женщина. – В нем можно было бы разместить нас, немощных стариков, или использовать помещение для летнего отдыха детей. Ведь места у нас благодатные.
Да, удивительная по своей красоте природа окружает село. Речка Изгарка, хлебная нива, березовые рощи опоясывают его со всех сторон. Только вот беда – речное богатство также оказалось без хозяина. Десятки рыбаков на машинах и мотоциклах удочками и сетями бесконтрольно вылавливают здесь центнеры рыбы.
– Более десятка лебедей облюбовали наши озера, взрослые и дети не переставали любоваться белоснежными красавицами, – рассказала моя спутница, преподаватель местной школы Надежда Ильинична Милицкова. – Мой сын постоянно подкармливал птиц. Однажды возвращается расстроенным и говорит, что лебедей у нас больше не будет. Около потушенного костра он нашел останки двух убитых кем-то птиц, другие улетели.
По сути, бесхозной осталась и плотина, удерживающая миллионы кубов воды. Она сейчас в аварийном состоянии – прорвало трубу резервного спуска воды, которая бьет мощным фонтаном и размывает овраг. Уже отвалилась одна из берегозащитных плит, такая же участь ждет другую. Постепенно разрушается тело мощного гидросооружения, и трудно представить масштаб катастрофы при его прорыве.
– Одну плотину у нас уже снесло, – говорит заведующий сельским клубом Ю.Фурштатов, с которым встретились в конце нашей поездки. – Тревожит не только судьба плотины, но и родного села.
– Ну, кто же будет охранять рыбные запасы, ремонтировать плотину, сохранять здание больницы от разрушения, возрождать село, как не сами изгарцы? – спрашиваю его.
– Хотелось бы надеяться на это. Но у сельчан такое безразличие ко всему, что иногда кажется, что процесс исчезновения села уже необратим, – отвечает он. – Способные молодые люди уезжают в города, оставшаяся молодежь от безысходности физически и духовно деградирует.
Кто же возродит у изгарцев веру и надежду на лучшую жизнь?