Где ты был? Пиво пил… в Тоншерме

Как вам телереклама всевозможных сортов пива?

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Как вам телереклама всевозможных сортов пива? Один другого лучше, пей – не хочу. Тоншерминскому пиву рекламы пока не придумали, да и не нуждается оно в ней. Это особенное пиво, потому что приготовлено в чувашской деревне Тоншерме по старинным бабушкиным рецептам. Пиво здесь варят исключительно женщины. И каждая по-своему. Летом на День села тоншерминские пивоварши наварили 10 огромных фляг самого разного по цвету и вкусу напитка. Все выпили до капли. Было замечено, что мужчины больше налегали на пиво, которое покрепче, с хмелем, а женщины на то, что послаще.


Такое древнее село

В июне 2000 года жители Тоншермы торжественно отметили 750-летие своего села. Получился большой праздник, на который съехалась масса народа. Было шумно и весело – женщины достали из сундуков старинные чувашские национальные наряды (шуйпар, хушпу, тухью, тевет), хлебом-солью на вышитых полотенцах, радушными речами, песнями и танцами встречали гостей. И повеселились от души, и старине дань уважения отдали. А история Тоншермы, всего Тетюшского края, богатейшая, корнями уходящая в дальние-предальние времена. Даже в учебнике истории Татарской АССР (Казань, Татарское книжное издательство, 1989 год) отмечено, что самая древняя стоянка людей в нашей республике обнаружена на правом берегу Волги в Тетюшском районе.


… Когда-то очень давно забрел в эти места некий человек, по национальности мариец. Речка, лужайка, густые деревья – такой уютный, спокойный уголок. Природа понравилась, человек решил тут обосноваться. Чуть позже к этому поселенцу присоединились еще несколько семей из мордвы и чувашей. Деревню назвали Тоншерма.


Знатоки утверждают, что это марийское название, которое состоит из трех слов: “тон” – тина, “шер” – берег, “ма” – река. Таким образом, получается “река с тинным берегом”. Шли годы, в Тоншерме становилось все больше и больше чувашей. Наконец, и вовсе село заговорило исключительно по-чувашски, стало жить по чувашским традициям.


Сохранились сведения о том, что крестьян Тоншермы окрестили в 1747 году, но еще лет сто после этого они придерживались языческих верований и обрядов. Лишь после отмены крепостного права в 1861 году чуваши постепенно стали приобщаться к русской культуре, на смену лучине пришли свечи и керосиновые лампы.


По переписи 1858 года, в Тоншерме проживали 243 мужчин и 257 женщин. В 1908 году количество мужчин перевалило за 500, а общее число жителей Тоншермы составило 964 человека (ныне в селе 203 двора и 525 жителей).


До революции в деревне имелись: 2 конные молотилки, 3 ветряные мельницы, 3 лавки, 2 жатки, 1 плуг (он принадлежал зажиточному крестьянину Федору Долгову), 1 велосипед, 1 граммофон и около десятка самоваров. Еще есть сведения о том, что один житель Тоншермы был владельцем карманных часов.


У населения во владении в дореволюционные времена было: 120 лошадей, 100 коров, 400 овец. Пахали сохой, сеяли и жали вручную. В 1906 году жители Тоншермы вырыли посреди села пруд и назвали его Большим озером. Через пять лет вырыли еще один, поменьше, который стали именовать Малым.


Притяжение родной земли

Асфальтовая дорожная лента, вьюном ползущая от большого ухоженного села Кляшево, неожиданно прервалась свернувшей налево проселочной дорогой в глубоких рытвинах от колес грузовиков. Наш “газик” резко притормозил у разрушенной церкви. Политика укрупнения колхозов и уничтожения неперспективных сел, проводившаяся в стране в 50-60-е годы, сделала свое недоброе дело: исчезли с лица земли стоявшие здесь деревня Никольская Караланга и сельцо Аненково…


А вот Тоншерма, до которой от трассы еще топать не меньше 5 километров, уцелела, несмотря на бездорожье и оторванность от цивилизации. Более того, в Тоншерму газ провели, водопровод, у многих в домах появились телефоны. Похорошело и посвежело село. И уехавшие было люди стали возвращаться домой. Так вернулись из Ульяновска вместе с семьей Людмила Ванямова, из города Инта Коми АССР – Нина Османова, привез свою семью в родное село бывший шахтер Василий Караев. Построили себе добротные дома и живут, работают. А дети ходят в школу, наравне с русским и татарским изучают родной чувашский язык.


Сейчас в Тоншерме многие строятся. Не так давно справила новоселье семья Наташи Паймяковой, одной из лучших доярок Тоншермы. Частушки звучали на все лады, пиво лилось рекой. Чувашские песни Наташа поет замечательно – это у нее от прабабушки, которая была когда-то в Тоншерме первой певуньей и плясуньей. Впрочем, почему была? Она и сейчас, несмотря на свои 96 лет, особенно если рюмочку поднесут, и споет, и спляшет, и на балалайке сыграет.


Балалайка – тринь да бринь…

Балалайка – любимый музыкальный инструмент у чувашей. Что интересно, играют на ней, в основном, женщины. Играют и поют. Чувашские женщины вообще очень активные, смелые, заметные и общительные. Не в обиду мужчинам, конечно, будет сказано. Но что есть – то есть. Зато мужчины-чуваши основательные, неболтливые, упорные.


Нелегкая судьба выпала на долю Хавроньи Тимофеевны Кузнецовой. Росла в бедной семье, отец умер еще до революции, когда Хавронье было 8 лет. В 1922 году посватался к ней видный парень Степан Кузнецов из Тоншермы. Девушка была очень рада – и молодец ей глянулся, и новая деревня пришлась по душе.


В 1928 году в Тоншерме образовалась артель “Искра”. Спустя пять лет был создан первый колхоз, который получил название “Искра Ильича”. В него вошло 30 хозяйств. Кузнецовы подали заявление одними из первых. Тоншерминские крестьяне поначалу настороженно, даже враждебно отнеслись к призыву вступить в колхоз. Кулаки убеждали народ, что скоро колхоз распадется, что опять все станут работать вольно, а потому не надо туда вступать, а надо всячески саботировать колхозную жизнь.


Печальной оказалась судьба тоншерминцев, которые были раскулачены в 30-е годы и высланы в Сибирь. В их числе оказалась Евдокия Афанасьева (до замужества Марцева), дочь зажиточного крестьянина Никиты Марцева. В 1930 году всех Марцевых отправили в Магнитогорск. Евдокии в ту пору было 16 лет. Вскоре умер отец, потом мать, другие члены семьи. Евдокия работала на кирпичном заводе, тосковала по родной Тоншерме. И решила она с сестрой тайно бежать на родину. Девушки добрались до родных мест, односельчане встретили их приветливо. Вскоре Евдокия вышла замуж за Василия Афанасьева, родила ему троих детей. А тут война… Муж ушел на фронт и погиб. Всю остальную жизнь Евдокия Никитична прожила солдатской вдовой.


Когда началась Великая Отечественная война, на фронт из Тоншермы ушли 167 человек (92 из них погибли).


Всю жизнь Хавронья Тимофеевна работала в колхозе. Слыла трудолюбивой и ответственной колхозницей. А уж какое пиво варила по праздникам, какой хлеб пекла, как задорно пела чувашские частушки! Тут с ней вообще никто не мог сравниться.


Но постепенно пальму первенства во всех делах отобрала у Хавроньи Тимофеевны соседка Вера Петровна Паймякова – она тоже бабушка, но гораздо моложе. Пожалуй, никто лучше нее на балалайке в Тоншерме сейчас не сыграет, и не споет, и не станцует, и пиво не сварит. Впрочем, и у Веры Петровны тоже появилась соперница. Правнучка Хавроньи Тимофеевны Наталья.


Говорит радио Тоншермы

Мы сидели в уютном помещении сельского клуба и разговаривали с председателем Тоншерминского совета самоуправления Геннадием Александровичем Подаковым. И вдруг мимо окна торопливо прошел молодой человек. Оказалось, что это радист Сергей Земляков пошел радио включать…


Оно вещает с 5 до 11 вечера, а затем с 6 до 11 утра. Радиоточка в Тоншерме, как и во многих других селах и деревнях республики, заработала в 1954 году. В то время было престижно выпускать радиогазеты, устраивать радиоспектакли, выходить в эфир с собственными сельскими новостями, восхваляя передовиков и клеймя позором лодырей и дебоширов. Это делалось наивно, не профессионально, но от души. Увы, все проходит. Ушло в прошлое и увлечение сельскими радиогазетами. Но, оказывается, не везде. В Тоншерме сельское радио живет и здравствует по сей день. Большая заслуга в этом Геннадия Подакова, коренного жителя Тоншермы, педагога по образованию, работавшего директором местной школы, затем секретарем партийной организации колхоза и с 1999 года являющегося председателем местного совета самоуправления. Именно Подаков обеспечивает содержательную наполненность радиопередач (он редактор и диктор), а вот главными по радиотехнической части на протяжении многих лет были представители семейства Земляковых.


В школьном музее Тоншермы мы узнали, что первый детекторный радиоприемник в селе появился у П.Землякова в 1925 году. В 1957 году колхоз “Искра Ильича” полностью радиофицировали, через год заработала колхозная электростанция. Первый телевизор в Тоншерме появился в 1959 году.


Зовет на урок школьный звонок

В 1969 году в восьмилетней Тоншерминской школе обучалось 230 ребят.


В прошлом году было 88 учеников, коллектив из 19 учителей вот уже больше десяти лет возглавляет директор Ольга Ивановна Макарова. Почти все педагоги – из местных.


На столе у директора школы стоит изящная подставка для канцелярских принадлежностей – подарок от из кружка умелых рук.


Не так давно в школе стал работать кружок резьбы по дереву, который возглавил Петр Кузнецов, по совместительству еще и оператор школьной котельной.


Родом он из Тоншермы, после школы учился в Буинском профтехучилище. Там увлекся работой по дереву, занимался рисованием, выпиливанием, выжиганием.


После армии, вернувшись домой в Тоншерму, Петр вновь занялся любимым “деревянным” делом. Благо, долгие зимние вечера оказались в его полном распоряжении. Но теперь он стал изготавливать не только шкатулки, полочки и подставки, но и оригинальные абажуры для настольных ламп, бра, люстр и много других интересных вещей. Для себя Петр соорудил расписное кресло, резную деревянную кровать, шкафчик, выпилил фигурные двери. Слава о мастере пошла гулять по всей деревне, посыпались заказы – только успевай. Но Пете нравится работать не за деньги, а для души и дарить свои изделия близким, друзьям, знакомым.


Когда молодому человеку предложили вести кружок в школе, учить детей – он с удовольствием согласился. У тоншерминских ребятишек нет проблем с тем, что дарить мамам на 8 Марта. Таких замечательных шкатулок или полочек, которые научил делать Петр Николаевич Кузнецов, ни в одном магазине не купишь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще