Ключи от Больших Ключей

Когда я вернулся из армии в 1945 году, у меня появилась идея заняться краеведением.

Когда я вернулся из армии в 1945 году, у меня появилась идея заняться краеведением. Стал собирать списки ушедших на войну односельчан, беседовал со старожилами об истории Ключей: Павлом Киселевым, Сергеем Лениным, Иваном Прошуниным, Семеном Макаровым. Все они были 1880-1883 годов рождения и раньше.


Материал накапливался, а когда вышел на пенсию, стал посещать архивы, библиотеки, более подробно узнал о возникновении близлежащего Раифского монастыря, деревни Белое и наших Ключей. Особенно хорошо написано об этом, на мой взгляд, в книге профессора И. Е. Износкова за 1885 год “Списки населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием”.


“Ключи, село при безымянных ключах на проселочном тракте…от гор. 34 версты. Русские жители, основавшие это селение и давшие ему название по ключам, выселились из дер. Белое и других мест около 1680 г. До 1832 г. Ключи были деревней, состоявшей в приходе села Ивановского. Как в самом селе, так и в окрестностях находится много оврагов с родниками, из которых текут быстрые ключи. До заселения на месте Ключей был дремучий лес.”


Итак, летом 1680 года мужики из деревни Белое отправились на поиски нового местожительства с родниками. Шли по лесу, прокладывая тропу на север, и вышли на берег балки. Присели, стали думать куда пойти… Впоследствии эта балка получила название “Тоскииха” (от слова “тосковать”, здесь сейчас стоит асфальтовый завод дорожного отдела). Пошли мужики дальше и в версте от балки нашли родник. (Там теперь находится деревообрабатывающий комбинат, в 1914 году была поставлена лесопилка для распиловки леса на доски.) Мужики вручную перепрудили балку, и получилось озеро, которое назвали Захватное.


Казанская духовная консистория в 1822 году, постановив уничтожить в селе Ивановском деревянную ветхую церковь, одновременно решила построить приходской деревне Ключи каменную церковь. специально для этого строительства возвели кирпичный завод. Церковь начала действовать в 1832 году, долгое время это было единственное каменное здание в селе.


В книге “Россия – полное географическое описание нашего отечества”, изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, есть такие сведения:


“…на 30-й версте от Казани… два больших села Ключи и Параты, имеющие каждое свыше 1500 жителей. В Ключах есть школа, лавки и земская больница на 8 кроватей”.


Первые дома в Ключах были построены в конце нынешней улицы Казанской, где сейчас стоит кирпичная часовня. Неподалеку (в первой половине девятнадцатого века) действовал кирпичный завод. Это высокое место села, ближе к Царевококшайскому тракту, по которому шло движение гужевого транспорта и по которому гнали в вятские леса арестантов. Низина деревни была залита водой. Мне рассказала моя бабушка, Анна Ивановна, 1857 года рождения, как из старой районной больницы к церкви плавали на лодках.


Возвышенные места села в прошлом были берегами водоема. Весенние и дождевые воды несли массу ила. На протяжении многих десятков лет речка, текущая по селу, а также озера Бутырское и Иваново заилились. Еще лет 40-50 назад озера были местом отдыха молодежи, теперь здесь болота, а Бутырское и вовсе исчезло. Помню, мы в нем в детстве купались… Раньше на речке летом строили вручную временные запруды в 4-5 местах, население использовало воду для полива приусадебных участков и других нужд. В настоящее время в речку стекают грязные воды со дворов частного сектора, с ферм.


Испокон веков в нашем селе процветали деревообрабатывающие ремесла: изготавливали ящики для порохового завода в Казани, делали мебель. Большую часть продукции отправляли в город на лошадях, их в 1832 году в Ключах насчитывалось 335, а дворов было 249, некоторые держали по две лошади. В селе в ту пору работало немало опытных столяров-краснодеревщиков. Делали они сундуки с железной оковкой, парты, шкафы, комоды. Распиловка древесины производилась вручную во дворах, сушили ее в избах. При лесопилке существовали большие столярные мастерские, которые нередко горели от перегрева и неосторожного обращения с огнем.


Во многих домах стояли верстаки для столярного дела, на них работали зимой, весь пол дома был усыпан древесной стружкой. В начале 20-го столетия в селе насчитывалось 1462 жителя. В это время работали 8 ветряных мельниц, 2 маслобойки, 2 крупорушки, шерстобойка. В селе было много портных, печников, кузнецов, не говоря уже о столярах. Такого количества мастеровых, как в Ключах, нигде поблизости не было.


Большие площади занимали посевы льна. Осенью все луга были устелены льном для просушки и выдержки, лен лежал до осенних морозов. Его мяли, получали волокна, пряли в нитку, а зимой почти в каждом доме стоял самодельный деревянный ткацкий станок. Из полученной ткани шили всевозможную одежду. Женщины вышивали полотенца, скатерти, платья, блузки. Увы, теперь этим не увлекаются….


Население Ключей было очень верующим. Соблюдали не только посты, но и все постные дни – понедельник, среда, пятница. В общей сложности за год набиралось более 150 постных дней.


Лес когда-то располагался совсем рядом с селом (сейчас до дубовой рощи полтора километра, а до самого леса гораздо дальше). В липовых делянках мои предки “драли” липовую кору, в болотах и озерах тут же ее замачивали и получали мочало для производства кулей. Особенно этим ремеслом увлекались жители Малых Ключей.


До открытия в 1876 году земской школы в селе Большие Ключи действовала школа по изучению ткацкого ремесла. Это было деревянное 2-этажное здание, которое принадлежало Ивану Шапекову. Хозяин жил на первом этаже, на втором располагались классы.


Поначалу школу посещало немного учеников. Многих ребятишек родители не отпускали учиться, заставляли работать по хозяйству: сколачивать ящики под кондитерские изделия, прясть лен, шерсть, вязать платки и кофты. Недаром многие старушки Ключей в настоящее время могут только расписаться, потому что не сумели отучиться в школе.


Но уже в 1940 учебном году в Ключинской семилетней школе насчитывалось 505 учащихся и 16 учителей. Некоторых я сам хорошо помню, например, Овчинникову Анастасию Михайловну. Она вела арифметику в 5-6 классах. Очень строгая и справедливая была учительница.


Наше село Большие Ключи стало родоначальником ряда других сел. В 1878 году образовались Малые Ключи. В 1920 году организовались Маевка и Соловьевка, в 1919-м – Светлое Озеро.


Зимой 1931 года жизнь села Большие Ключи резко изменилась: образовался колхоз. Каждая вступившая в колхоз и имеющая инвентарь и тягло семья стала свозить сельхозинвентарь и лошадей во дворы раскулаченных крестьян, где образовались колхозные бригады. Таким образом, в одной половине села, называемой Кругорка, был дом и двор раскулаченного Александра Кандрашина, в другой части села, именуемой Самары – дом Дубова.


Наряду с колхозом набирала силу деревообрабатывающая артель. И вот тут-то созрела мысль: не целесообразно ли объединить оба хозяйства? И экономика была бы покрепче, и люди бы объединились. Так в 1932 году в Больших Ключах образовалось хозяйство “Оборона страны”.


Я с июня 1932-го до сентября 1935 года работал в колхозной кузнице – учеником, молотобойцем, а после окончания курсов – кузнецом, потом поступил учиться в Казани. Промколхоз существовал в Ключах до 1936 года.


Среди участников войны, вернувшихся в село, был кавалер двух орденов Красной Звезды, Отечественной войны, ордена Славы III степени и медали “За отвагу” Семенов Семен Васильевич. Два года он партизанил в тылу врага в партизанских отрядах знаменитого Ковпака. Несколько раз был ранен.


В 1957 году произошли коренные изменения в жизни колхозов, всех сельчан ключинской зоны – территории Ключинской МТС. Помнится, в марте 1957 года в старом деревянном сельском клубе собралось много народу на общее собрание. Нам объявили, что колхоза теперь не будет, а будет у нас совхоз “Ключинский” с 9356 гектарами сельхозугодий. И отныне все бывшие колхозники становятся рабочими, как на заводах и фабриках… В 1963 году из совхоза “Ключинский” выделились 5 самостоятельных совхозов со своей специализацией: “Уразминский” – овощеводство; “Мичуринский” – овощеводство; “Бишнинский” – животноводство; “Ключинский” – птицеводство; “Раифский” – звероводство.


Но самый, пожалуй, интересный исторический факт, связанный с нашим селом, касается Федора Ивановича Шаляпина. В журнале “Жизнь” за 1914 год опубликованы воспоминания одного из современников знаменитого певца. Он пишет Федору Ивановичу:


“Добрейший и глубокоуважаемый Федор Иванович! В бытность Вашу у нас Вы просили меня известить вас относительно Вашей матушки. Она была в начале семидесятых годов кормилицей у бывшего пристава Чирикова в селе Ключи Казанского уезда, а Ваш отец был в то время помощником писаря Ильинского волостного правления. В Ключах у Чирикова родились два сына – Алексей и Модест. Последний-то и стал молочным братом Феди Шаляпина…”


Александр ЖУРИН.
Ветеран Великой Отечественной войны,
житель села Большие Ключи Зеленодольского района.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще