Рядом с селом Новое Узеево Аксубаевского района расположена деревня с похожим названием – Старое Узеево. В таких случаях первая, как правило, является “младшей сестрой или дочерью” второй – то есть один населенный пункт как бы выходит из другого (в подобном родстве, например, состоят близлежащие селения Старое Тимошкино и Новое Тимошкино, Старые Киязлы и Новые Киязлы и другие селенния Аксубаевского района). Можно предположить, что и Новое Узеево вышло из Старого. Однако это не так.
Старое Узеево – старинное чувашское село. Новое Узеево – старинное татарское село.
Откуда мы родом?
Альбина Саитовна Зартдинова (директор местной школы, основатель школьного исторического музея, большой любитель и знаток краеведения) говорит, что Новое Узеево было образовано в середине ХVIII века переселенцами из татарских деревень Чистопольского уезда. Эти люди бежали в глухие места, не желая принимать крещение. В лесной глуши, на берегу реки Большая Сульча, впадающей в Черемшан, они и деревню обосновали. Свое название она получила от имени основателя – Узи-бабая.
В Новом Узееве до революции и после нее, вплоть до середины двадцатых годов, проживал большой пласт чувашских крещеных крестьян. Потом они ушли с насиженных мест и основали по соседству свое, чисто чувашское селение, которое назвали Беловкой (по фамилии человека, первым построившего дом на новом месте). Примечательно, что все старые названия в Новом Узееве имеют не татарскую топонимику. Например, расположенный прямо в центре села Макаров родник или Трофимово озеро.
Главная его современная достопримечательность – большой железобетонный мост (длиной 98 метров) через реку Сульчу, диагональю протекающую по селу и делящую его на две части – верхнюю и нижнюю. Мост построен в 1981 году (до этого был деревянный).
На берегу реки, как мы уже упомянули, находится родник, именуемый Макаровым. Вода в роднике необычайно вкусная. За этой водой все село ходит (водопроводная, увы, оставляет желать лучшего) и даже из других мест приезжают. Не так давно Макаров родник преобразился и похорошел: здесь появились деревянный теремок, уютные беседки, лавочки, удобная лестница, по которой можно спуститься прямо к воде. Это постарались братья Ильгизар и Юнус Хамидуллины (оба родились и выросли в Новом Узееве, один из них работает начальником стройучастка в райцентре, другой – начальником газовой службы). Теперь родник пользуется еще большей популярностью.
В Новом Узееве чтят ветеранов
Одним из первых в Новом Узееве, с кем я познакомилась, был инвалид Великой Отечественной войны, много лет проработавший учителем в местной школе, Галимзян Закирзянович Хайрутдинов.
– Сейчас куда ни пойди, с кем ни повстречайся на улицах – кругом мои ученики, – с гордостью говорит ветеран.
Освобождая Ригу в 1944 году, Галимзян Хайрутдинов был тяжело ранен в обе ноги и отправлен в госпиталь в Москву. К сожалению, попытки врачей спасти молодому солдату правую ногу оказались неудачными – ее отняли, хорошо хоть левую спасли.
На душе было тоскливо, жизнь потеряла смысл. Хайрутдинов не хотел возвращаться домой калекой. Друзья, с которыми познакомился в госпитале, звали с собой в Среднюю Азию – чуть было не уехал с ними. Да, видно, не судьба по чужим краям скитаться. А тут еще мать с отцом да младшие братья, словно почувствовав настроение Галимзяна, забросали письмами и жалостливыми просьбами побыстрее вернуться домой. Так в феврале 1945 года Галимзян приехал в родное село.
Для парня, хоть и безногого, в родном селе быстро нашлась невеста, сыграли веселую свадьбу. 23 февраля 2003 года исполнилось 58 лет с тех пор, как Галимзян и Бабисания Хайрутдиновы соединили свои судьбы в одну.
Вернувшись с фронта, Галимзян Закирзянович вновь пошел работать в школу учителем физики и математики. И посвятил преподавательской деятельности 40 лет.
Две мечети было – и есть
До революции в Новом Узееве было две мечети. Одна их них построена в 1905 году и с тех пор никогда не закрывалась, даже в годы самых жестоких репрессий и нападок на религию.
В мечети и сейчас ведутся службы. Ее называют старой, потому что не так давно в Новом Узееве появилась новая, вторая по счету мечеть. Это строительство стало возможным благодаря московскому предпринимателю Наилю Ахметвалееву (его дед родом из Нового Узеева), выделившему для новой мечети около полумиллиона рублей. Новоузеевцы считают, что должна восторжествовать справедливость – до революции в их селе было две мечети. Так что вернулся долг.
При мечети же в 1904 году в Новом Узееве появилось первое медресе. Одним из первых учителей здесь стал мулла Сиразетдин Курамшин. Он был незаурядным человеком – хоть и имел сан муллы, но по взглядам слыл пламенным революционером. В Новом Узееве сохранилась легенда о том, что мулла Сиразетдин тайно встречался на старой мельнице в 35 километрах от села с… Владимиром Ильичем Лениным. Ну, если не с ним самим лично, то с его непосредственными соратниками-единомышленниками – точно.
Доподлинно известно, что в 1911 году на Курамшина (который якобы агитировал молодежь не служить в царской армии и не подчиняться властям) донесли, и его арестовали царские стражники. Родственники Курамшина вроде бы отчасти были предупреждены о готовящемся аресте и успели накануне уничтожить большую часть книг революционно настроенного муллы. Но часть его рукописей все-таки была сохранена и находилась долгие годы у дочери Сиразетдина – Зайнап, проживавшей в Киргизии. Татарский писатель, уроженец села Новое Узеево Газиз Кашапов переписывался с Зайнап Курамшиной, в начале 90-х годов он побывал у нее в гостях, написал очерк о ней. Газиз Салихович мечтал написать книгу и о мулле Сиразетдине Курамшине, но не успел – умер в 1991 году.
Низкий поклон Газизу Кашапову
В уютном скверике, что напротив Дома культуры, сразу обращаешь внимание на бюст писателя Газиза Кашапова. Бюст изготовлен казанским скульптором Абдрашитовым на средства жителей села Новое Узеево в знак признательности своему прославленному земляку. Тут же, при клубе, уже более 10 лет действует музей имени Газиза Кашапова, в котором собраны произведения писателя, его рукописи, письма, фотографии, книги из его библиотеки, предметы быта. Музеем Газиза Кашапова руководит Ахмадулла Рахматуллович Зартдинов. Ему помогает жена – директор Новоузеевской средней школы. Супруги Зартдиновы и рассказали мне о своем земляке, незаурядном человеке, талантливом писателе, которому в 2002 году исполнилось бы 60 лет.
… Отец Газиза Кашапова, уроженец села Новое Узеево, до войны жил в Москве с женой Бану Гариповой. Когда главу семьи призвали на фронт, он успел отправить супругу в Новое Узеево к своей матери Махруй-эби. Молодая женщина была в положении и в августе 1942 года родила сына, которого назвали Газизом. Жизнь в Новом Узееве для Бану сложилась печально – она работала финансовым агентом в сельсовете. А где деньги – там проблемы, однажды случилась кража на большую сумму – Бану грозил суд и, возможно, тюрьма. Она этого очень боялась. А тут еще одна беда – с фронта пришла похоронка на мужа. И однажды ночью, оставив маленького сына свекрови, Бану бежала из деревни. Увы, оказалось, что больше никогда не удалось ей свидеться с сыном… Хотя Бану прожила не такую уж короткую жизнь, повторно вышла замуж, родила детей, поселившись в Средней Азии.
Будущего писателя вырастила бабушка Махруй-эби, заменив ему и мать, и отца. Газиз Кашапов очень любил свою бабушку и, умирая, завещал похоронить себя рядом с ней, в Новом Узееве. Его просьба была выполнена…
За свою не такую уж длинную творческую жизнь Газиз Кашапов написал семь книг. Среди них роман “Верь судьбе” – о строителях “ЕлАЗа”, повесть “Память совести” – о подвиге народа в тылу во время Великой Отечественной войны. Самое последнее произведение писателя – “Млечный путь” – посвящено знаменитому татарскому писателю Хасану Туфану. Планировалась и вторая книга о Туфане, но не успел…
Среди уроженцев Нового Узеева немало знатных, известных в республике людей. Это, например, журналист, редактор журнала “Сююмбике”, депутат Госсовета РТ Роза Рахматулловна Туфетулова, полковник, инструктор-парашютист, тренировавший космонавтов, Газизджан Волков, участник Великой Отечественной войны и Герой Социалистического Труда Галимзян Закирзянович Салимзянов.