Твердыня на Волге: память, пример, урок

Чем ближе 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, тем чаще мы, ветераны, – теперь уже в своей памяти – проходим тем трудным, но славным путем суровых испытаний, которые выпали на долю нашего поколения.

Чем ближе 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, тем чаще мы, ветераны, – теперь уже в своей памяти – проходим тем трудным, но славным путем суровых испытаний, которые выпали на долю нашего поколения. Мы заново переживаем прожитое: бои, потери, успехи и неудачи…


Ну а те, для кого война – уже далекая история, стремятся представить себе, каково было их восемнадцати-двадцатилетним дедам, когда поднимались они в атаки, отражали яростные удары жестокого врага, терпели немыслимые лишения и страдания. И – верили в победу даже в те отчаянные дни и ночи, когда она была еще столь далека…


Как путевые вехи, обозначают нашу дорогу к Победе знаменитые сражения, названия которых прочно вошли в историю. Но сражения, битвы, операции ближе, скорее, для полководцев и военных историков. А в памяти рядового ветерана-фронтовика остаются зачастую всего лишь затерявшийся в степи хуторок, курганчик, чуть заметная речушка, где дралась его рота и где он терял боевых товарищей.


В течение восьми с лишним месяцев каждую неделю газета “Республика Татарстан” публиковала историко-публицистическую хронику “Год Сталинграда”. В ней прослеживались события практически каждого дня второго года войны. Автор – ветеран войны, военный историк, преподаватель одного из вузов Казани Петр Лебедев. В своем публицистическом полотне он использовал современные отечественные и зарубежные документальные источники, не публиковавшиеся ранее воспоминания участников сражения – жителей Татарстана. Сам участник сражения, Петр Павлович нашел нужный тон разговора с читателем, прежде всего – с молодым, задевая самые чувствительные струны не равнодушной к прошлому души.


Главным героем хроники через все страницы проходит солдат-сталинградец. И это справедливо. На него выпала главная тяжесть жестокой схватки. Ему нужно было ежедневно, ежечасно преодолевать не только страх перед смертью, тяжесть непомерного солдатского труда и лишений, но и чувство отчаяния в критическую минуту жестоких неудач. Преодолевать, чтобы сохранить веру в победу. Чтобы в конце концов победить…


Затаив дыхание, слушали недавно в казанском Доме ученых сотни студентов казанских вузов и школьников-старшеклассников взволнованный рассказ участника одного из самых тяжелых боев в Сталинграде, командира стрелкового батальона 37-й гвардейской дивизии Раиса Сафарова.


…В этот трагический день от полка осталось менее четверти состава, но и, сойдя на берег Волги, кучка оставшихся в живых продолжала оборонять горячий рубеж обороны. Сам Сафаров при форсировании реки был тяжело ранен.


Цикл подобных встреч, “круглых столов” по истории сражений Великой Отечественной войны, который проводился для студентов вузов города Домом ученых, вызвал живой интерес среди учащихся. Ветераны войны и военной службы убедились, что мнение о равнодушии молодых к прошлому нашего Отечества и подвигу народа в сороковых-роковых по меньшей мере сильно преувеличено.


Для татарстанцев все происходившее в те драматические месяцы 1942 года в Сталинграде и вокруг него было особенно близко. Великая водная артерия России была всегда символом единения народов разных национальностей, верований, исторических судеб. Волжские волны от стен Казанского кремля несли защитникам Сталинграда чувства тревоги, братства, самоотверженной поддержки.


Солдат в войну не выбирал своих путей, где, на каком рубеже драться с врагом, а возможно, и погибнуть. Но само название “Сталинград” в те грозные дни придавало сил и стойкости в боях по всем фронтам Великой Отечественной. Об этом свидетельствует каждый и в особенности те, кто и сейчас называет себя сталинградцем – не по месту жительства или рождения, а по названию битвы, в которой принял участие…


Немало сталинградцев по военному крещению и среди наших земляков. В знойные июльские дни вступила в сражение 147-я стрелковая дивизия, сформированная в Татарии. Именно с отчаянных боев на реках Дон и Чир берет начало Сталинградское сражение. Что мы знаем об этом соединении? Может быть, лишь то, что входило оно в состав 62-й армии, прославившейся в обороне Сталинграда. Командовал дивизией генерал-майор А.Вольхин. А в середине августа соединение перестало существовать, погибнув в тяжелых боях на правом берегу Дона…


В оперативных сводках нашего командования начиная с августа 1942 года неоднократно упоминается 120-я стрелковая дивизия, которая также формировалась в нашей республике. В бой она вступила в критические дни августа 1942 года, отстаивая сталинградские рубежи под местечком Ерзовка. А в контрнаступлении на окруженную группировку противника вела бои на главном направлении Донского фронта. Овладев аэродромом в станице Питомник, вместе с другими соединениями Донского фронта она лишила противника возможности снабжать армию Паулюса по воздуху. Уже 26 января 1943 года дивизия вела бои на Мамаевом кургане в Сталинграде, прорываясь на соединение с частями легендарной 62-й армии Чуйкова.


38-я стрелковая дивизия не формировалась в Татарстане, но командовал ею с самого первого дня Сталинградского сражения и до последнего победного залпа в городе-герое Сталинграде наш земляк полковник Гани Сафиуллин. Не только в дивизии, но и во всей 64-й армии его ценили как смелого и решительного командира, как рассудительного военачальника, умеющего беречь солдатские жизни. Самый молодой в армии комдив, он всегда был подтянут, спокоен, всем своим видом вселял подчиненным чувство бодрости и уверенности даже в самых тяжелых обстоятельствах боя.


На второй день завершающего наступления Красной Армии в Сталинградском сражении 11 января 1943 года дивизия Сафиуллина захватывает вражеский аэродром в Воропонове с восемнадцатью фашистскими самолетами и всем их персоналом, а 26 января принимает капитуляцию 297-й немецкой дивизии вместе с ее командиром генералом Дреппером. Это был первый из двадцати четырех плененных нашими войсками в Сталинградском сражении фашистских генералов.


Герой Советского Союза Гани Сафиуллин встретился впоследствии в Казани со своим соседом по октябрьским оборонительным боям в районе сталинградского предместья Бекетовка, командиром 126-й стрелковой дивизии полковником А.Куропатенко. Против их дивизии шли в атаку до двухсот немецких танков, поддержанных таким же числом самолетов с воздуха (данные эти почерпнуты не из мемуаров, а из реальной оперативной сводки Генштаба). Выдержали. Такое испытание навсегда делает людей братьями.


В сталинградском небе сражался командир эскадрильи Фарид Фаткуллин. Звание Героя ему было присвоено еще во время сражения за Москву осенью 1941 года. Через год он защищал волжскую твердыню. В один из хмурых осенних дней Фарид не вернулся с задания…


В одном с ним небе дрался с врагом другой летчик, тоже уроженец Татарстана Василий Яницкий. При выполнении задания осколком зенитного снаряда ему перебило руку. Превозмогая боль, он продолжал выполнять задачу. Только когда машины легли на обратный курс, Яницкий передал командование группой своему заместителю. В августе 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Огонь общих испытаний в пору высшей опасности для Отечества сплавлял воедино помыслы и волю людей разных национальностей, верований, жизненных судеб. Это и пример, и урок великой Сталинградской битвы. Сегодня Россия стоит перед новыми вызовами и угрозами для своей безопасности. Уверен: мы сможем достойно встретить их, если, как и шестьдесят лет назад, ничто не нарушит единства наших народов.


Ахат ЮЛАШЕВ.
Генерал-майор в отставке,
председатель комитета
ветеранов войны и военной службы РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще