Большое, разбросанное вдоль берега реки Толкишка село (723 жителя) по привычке в Чистопольском районе еще именуют Совхозом Галактионова. Но постепенно привыкают к другому названию – село Александровка. Да и прежний Совхозно-Галактионовский совет местного самоуправления, в который входят еще и жители села Фиков-Колок (153 человека), уже называют Александровским. Это недавно Госсовет РТ принял соответствующее решение, основанное на желании жителей вернуть своему населенному пункту старое название. К тому же не очень разборчивые в географии люди нередко путали Совхоз Галактионова с еще одним селом Галактионово Чистопольского района, расположенным совсем в другой стороне. Почтальоны тоже часто попадали впросак.
Здесь будем жить и работать
В марте 1919 года в нескольких километрах от уездного города Чистополя Казанской губернии на месте бывшего имения княгини Левиной по указанию самого вождя революции Владимира Ильича Ленина и в соответствии с постановлением ВЦИК “Об участии войсковых частей в восстановлении народного хозяйства” было велено возвести хутор Александровский. Организовывать хозяйство поручили молодому энергичному командиру Красной Армии Василию Николаевичу Родину. Представьте то далекое время: несколько занесенных снегом, под соломенными крышами глинобитных избушек да полуразвалившееся строение фермы, где содержались животные – 15 старых, истощенных лошадей да 12 таких же хилых коров. В первую зиму коровы давали так мало молока, что его едва хватало, чтобы выкормить молодняк. В качестве сельхозорудий поселенцы имели 5 конных однолемешных плугов и 10 деревянных борон – вот и вся техника. Окрестные земли были заброшены и с помещичьих времен никем не возделывались. Поначалу постоянных рабочих хутор почти не имел, весь его штат состоял из 5-6 человек. Основную работу в хозяйстве выполняли крестьяне соседних деревень да солдаты войсковой части.
Однако, несмотря на трудности, на холод и голод, первая посевная на хуторе Александровском прошла организованно и успешно. Засеяли 500 десятин ярового клина. На общем собрании постановили потом считать день, когда в землю легли первые зерна будущего урожая, днем рождения хутора Александровский. Урожай осенью 1919 года собрали по тем временам неплохой – 5500 центнеров хлеба. Половину сдали государству, остальное оставили себе. Вскоре хозяйство приобрело и новую технику – в 1920 году здесь появились молотилка и локомобиль, чуть позже – сноповязалки.
Постепенно совхоз из развалившегося помещичьего имения превратился в крепкое хозяйство. Не случайно тракторы, комбайны, автомобили, новые сельхозмашины, поступающие в район, первым делом испытывались в Александровском. Большая заслуга во всех успехах – Василия Родина, который руководил хозяйством вплоть до 1927 года.
В 1979 году здесь торжественно отмечали 60-летие со дня образования. На праздник приехал постаревший, но не потерявший оптимизма и энергичности Василий Николаевич Родин. Его воспоминания жители совхоза слушали с трепетом…
В 1924 году хутор получил новое название – Совхоз Галактионова. Алексей Петрович Галактионов – уроженец Самарской губернии, большевик, комиссар дивизии, освободившей Самару от белочехов. Довелось Галактионову быть и секретарем Татарского обкома РКП (б). 5 июня 1922 года, направляясь в Чистополь, Галактионов погиб в авиакатастрофе. Его имя было присвоено хутору Александровский.
Элитное хозяйство
В 1924 году совхоз имени Галактионова приобрел почетный статус семеноводческого хозяйства. Это случилось после того, как совхозу подчинили Змеевскую селекционную станцию, расположенную неподалеку. После испытаний на станции семенной материал новых сортов различных зерновых культур поступал “на размножение” на поля совхоза, а отсюда передавался в районы для сева на полях колхозов и совхозов.
Именно здесь получили путевку в жизнь такие известные сорта, как пшеница “лютесценс”, озимая рожь “новозеландская”, овес “золотой дождь”, горох “виктория”.
Впрочем, не одними элитными семенами был знаменит совхоз.
В 1928 году хозяйство закупило 20 голов новой симментальской породы крупного рогатого скота, и с той поры здесь стали постоянно заниматься улучшением породного стада. Появились бестужевская и холмогорская породы. А каких замечательных овец породы “меринос” разводили галактионовские животноводы! К 1940 году совхозное хозяйство, в котором трудилось более 300 постоянных рабочих, развилось, окрепло, стало одним из самых крупных и передовых в районе. Только пашни было около 7 тысяч гектаров. Совхоз производил 34500 центнеров зерна, 1000 центнеров молока, 220 центнеров мяса.
Для снабжения речников
В 1944 году решением правительства совхоз имени Галактионова из системы Наркомата совхозов был передан в систему Наркомата речного флота, в подчинение УРСу Камского пароходства. Основной задачей совхоза стало снабжение речников и рабочих Чистопольского судоремонтного завода сельскохозяйственными продуктами.
К концу шестидесятых годов на территории совхоза проживало 1760 человек десяти национальностей, в производстве было занято более 550 человек.
Технический парк хозяйства насчитывал в ту пору 42 трактора, 12 комбайнов, 27 автомашин, более 100 сельхозмашин и орудий различных марок. В 1968 году в совхозе начали строить птицефабрику на 50 тысяч кур-несушек. В восьмилетней Совхозно-Галактионовской школе обучалось 425 детей. Как видите, хозяйство было крепкое, богатое, надежное.
К сожалению, вся последующая жизнь, особенно после перестроечного периода, внесла свои, увы, не всегда верные коррективы, поступательное движение передового хозяйства стало все больше замедляться.
Женьшень – корень жизни
А люди в Совхозе Галактионова живут хорошие, добрые, увлеченные.
Взять, к примеру, Николая Тимофеевича Андреева – старейшего жителя поселка. Он участник Великой Отечественной войны. А до нее был первым и лучшим трактористом в хозяйстве. Сын Валентин и внук Вячеслав тоже люди в совхозе видные и тоже по технике пошли. Уже и правнуки у Николая Тимофеевича подрастают.
Еще один Андреев – Петр Васильевич – с 1967 года работал в совхозе экономистом. Узнав о том, что дом, в котором он живет, был построен еще в 1897 году, Андреев непременно захотел раздобыть сведения о хозяевах. Раздобыл, оказалось, что в доме проживал вместе с челядью управляющий княгини Левиной (сама-то она предпочитала шумный Петербург глухой сельской стороне). Сам не заметил Андреев, как увлекся историей, музейным делом. Катализатором увлечения стал Александр Владимирович Орешников, ныне пенсионер, а до того много лет возглавлявший местную школу. Вместе с Орешниковым Андреев подготовил и провел в совхозе празднование 50-летия образования хутора Александровский в 1969 году. К этой дате был выпущен красочный альбом о Совхозе Галактионова.
Петр Андреев нынче – главный знаток истории родного края, в его архиве много старых документов, фотографий и других реликвий. Но в последние годы у Андреева появилось новое увлечение – он пытается выращивать на своем участке женьшень. Правда, пока не очень удачно – растение капризное, требующее тщательного ухода. Но Андреев не отчаивается, верит, что со временем и женьшень будет расти на его плантациях. Ведь растет он у Анатолия Парфенова.
О братьях Парфеновых можно рассказать много интересного. Их четверо: Сергей, Анатолий, Борис и Олег, все уже давно пенсионеры, но по-прежнему крепки и бодры. Они первыми в совхозе стали выращивать женьшень. Лучше всех это получилось (и получается) у Анатолия. В свое время Анатолий Васильевич даже окончил Теньковскую школу садоводов. В совхозе он, правда, работал электриком, но его всегда тянуло повозиться в земле, вырастить что-нибудь необычное. И вырастил Парфенов эликсир молодости – женьшень! Теперь вся деревня хрустит целебным корнем.