Угодья бугульминского сельхозкооператива “Акбашский” расположены на одном из самых высоких мест в республике, а потому и начинают, и заканчивают ежегодно работы в полях земледельцы этого СПК недели примерно на две позже, чем даже во многих окрестных хозяйствах. Это добавляет им немало проблем. Уборку урожая акбашцам нередко приходится завершать уже под затяжными осенними дождями.
Однако тем не менее труженики кооператива явно гордятся этой географической особенностью, считают ее достопримечательностью и с удовольствием рассказали мне такую байку. Занесло, дескать, в их край пару сотен лет назад то ли немецких, то ли английских купцов, которые, достигнув нынешних акбашских земель в конце июня, оказались, к великому для себя изумлению, под… густым снегопадом. Одетые легко, они, подгоняя возниц, спустились с обозами с возвышенности в низинку. А потом назвали чуть не заморозившую их возвышенность Белой Головой, в переводе на татарский язык – Акбашем.
Но вот с такой версией не согласны некоторые из стариков, проживающих как в Акбаше, так и в соседних деревнях. “Да, – кивали они головами, – и заморские купцы тут у нас бывали, и настигший их снегопад был, однако Белой Головой поселок был окрещен совсем не потому”. И поведали мне другое.
Обитали на здешних землях в глубокую старину черемисы, предводительствуемые Карабахом, который заложил деревушку, ставшую ныне бугульминским поселком Карабаш. Расселялись эти люди окрест, нередко захватывая уже возделанные пашни вместе со стадами домашних животных силой оружия. Так же вот решили завоевать и приглянувшиеся им земли, где стоит теперь Акбаш.
Однако тут нашла, по поговорке, коса на камень: ратному умению черемисов будущие акбашцы противопоставили отвагу. Но захватчиков было много, и быть бы бесстрашным защитникам земли своей побежденными, кабы не девушка в их селении.
Звали ее земляки Воробушком, поскольку отличалась юная крестьянка маленьким ростом и подвижностью. Любили ее за отзывчивость и веселый нрав. И она, в свою очередь, любила, но, увы, безответно, могучего и такого же, как она, добродушного кузнеца по имени Измир.
Так вот, тот богатырь и возглавил сопротивление земляков нашествию Карабаха, который оттеснил-таки их в обширную дубраву, а потом надумал коварно вывести свои отряды из леса и оставшихся там хлеборобов… сжечь.
Уж как прознала Воробушек о сем злом умысле, неизвестно. Кинулась она в лес предупредить земляков о беде, да запоздала с этим: едва вбежала в лес, как занялся, задымил он, подожженный со всех сторон. Зарыдала от отчаяния девушка, и тут вдруг выросла перед ней невесть откуда взявшаяся сгорбленная седая старуха.
– Спасу и любимого твоего, и односельчан, – предложила она. – Но отдашь мне взамен свою молодость.
Дрогнуло сердце девушки, однако кивнула она головой в знак согласия и упала в беспамятстве. А старуха сняла с пояса черную тесемку, бросила ее с колдовским приговором под ноги, и побежала та по земле, опоясывая чащобу и превращаясь в глубокий и широкий ров, преградивший путь лесному пожару.
Увидели изумленные черемисы сие волшебство и пустились в испуге прочь.
Так спаслись люди, которые стали потом называться акбашцами. Воробушек же, очнувшись, глянула на свое отражение в водной глади и увидела с ужасом, что и в самом деле приобрела облик старой колдуньи. Вернулась она в родное поселение и, никем не узнанная, поселилась на окраине. Как и раньше, помогала землякам, благо приобрела целительную силу. Да такую, что слава побежала о ней далеко. И потянулись сюда хворые даже с Предуралья и берегов Волги. Так и говорили: направляются, мол, к Белоголовой, то есть седой целительнице, волосы которой стали белее снега… Посему и селение постепенно было окрещено Белой Головой.
Жила старушка тихо, редко появляясь на людях. Но не вынесла, когда Измир женился. Удалилась на соседнюю с поселением гору, где обустроила себе землянку. А вскоре и вовсе сгинула. Только вот забил вдруг на вершине горы, на том месте, где обосновалась Воробушек, мощный родник, который и поныне акбашцев чистой водой поит. Говорят, что это ее слезы по любимому. Гора же та и сейчас называется Воробьиной. А лес, где шла легендарная рубка перед пожаром, прозван местным населением Порубом. Кстати, с двух сторон вдоль него и теперь тянутся заросшие овраги, словно следы того колдовского рва…
В конце сороковых годов прошлого столетия на месте, где происходили якобы эти события, появился, по существу, новый поселок с тем же названием. Обосновались в нем татары, русские, чуваши, украинцы, люди других национальностей. Затем на угодьях, где выпасался скот местного мясокомбината, было сформировано отделение откормсовхоза “Бугульминский”, опорной базой которого поселок и стал, получив вторую жизнь. Активно стали здесь строиться новые дома, социально-бытовые объекты. Со строительством дело пошло еще лучше, когда в поселке образовался самостоятельный совхоз “Акбашский”, сумевший увеличить продуктивность зерновых и кормовых угодий, дойных и откормочных гуртов.
Добиться этого акбашцам было совсем непросто. И в связи с суровым климатом, и с тем, что пашни тут по плодородным качествам не лучшие в районе. Да и потому также, что некогда окружавший селение лес теперь отступил далеко назад, а посему стоит поселок, можно сказать, на семи иссушающих почву ветрах.
Вернее, уже стоял, поскольку растет число посаженных местным населением деревьев как вокруг поселка, так и внутри его. К радости старожилов, охотно занимается этим акбашская ребятня, в чем равняться ей есть на кого. К примеру, на бывших механизаторов, а ныне пенсионеров Виктора Михайловича Жука и Анатолия Павловича Данилова, которые по собственной инициативе, точнее, из любви к родной земле, наводят чистоту, порядок на улицах Акбаша и его окраинах. А также еще учат юных земляков не словами, а делами своими добросердечному отношению к односельчанам. Попросят, скажем, Анатолия Павловича руководители СПК, в который давно совхоз преобразовался, территорию фермы с помощью трактора почистить, а он, закончив эту работу, зимой еще и к каждому подворью акбашцев путь-дорожку после сильных снегопадов пробьет, не дожидаясь, когда его об этом попросят. Да начинает с изб, где одинокие старики век коротают. И следует заметить, наглядные уроки ветеранов идут здешним парням и девушкам впрок. Вырастают они патриотами малой своей родины, способствуют дальнейшему развитию поселка, число дворов в котором увеличилось с нескольких до восьмидесяти без малого, подсобляют всем чем могут своим седоглавым землякам. Как Воробушек…